С унганами и Бароном Субботой в (вот просто мочи нет, как тянет написать «на») Гаити пересечься и легко, и трудно. В 2003-м вуду стала официальной религией страны вместе с католицизмом: правда, потом власти засмущались, вспомнили, что они – столп национальной демократии… Короче, парламент дал задний ход и Гаити снова числится республикой светской. Именно числится: нет атеистов в окопах местной жизни.
Треть считает себя католиками, хотя то, что они «зовут оргазмом, на самом деле одышка»: в храмах практикуется такая гремучая мешанина из ритуалов и суеверий, что не приведи господь! Хорошо, Папа Римский не знает – хотя нынешний, кажется, вообще к соблюдению канона равнодушен, а в душе – экуменист: ну, да Высшее Существо ему судья. Короче, все 8 миллионов туземных обывателей – вудуисты в той или иной степени.
Первая часть этого материала вот: "Вуду, полицейский эротикон и зомби". Для предпочитающих смотреть, а не читать - извольте проследовать сюда:
Сантерию можно служить в любом доме: зрителю, значит, главное в такой дом попасть. Это для иностранца связано с риском – с риском отправиться ближайшим метафизическим экспрессом, вместе душами жертвенных куриц, в гости к Папаше Легбе и Барону Субботе. Гаитяне приходят в неистовство при виде белого легко: следовательно, главное, чтобы сохранялась относительное равенство сил, и ты от линчевателей мог бы отбиться либо нанести им неприемлемый ущерб.
И лучше, чтоб богослужение проходило поближе к президентскому дворцу, где есть охрана: это не поможет, если что, но в гаитянах близость к начальству как-то производит благодетельные перемены. Наверное, так со времен Папы Дока Дювалье и Бэби Дока повелось: те подданных прореживали посредством тонтон-макутов – так солдат эскадронов смерти назвали в честь демонов, что на посылках у вудуистских богов.
Начинают сантерию 5 барабанщиков, что задают молящимся медитативный ритм. Вот, кто помнит, было у писателей-дервенщиков навязчивой идеей: рок-музыка – она сводит с ума, сносит набекрень макитру именно потому, что ударные бьют чаще человеческого пульса. Дескать, сбивает это биологические ритмы и перепрограммирует человеческое сознание на деградацию к зверскому: шарлатанство, понятно – однако, вудуистские унганы на старте сантерии погружают паству в транс именно барабанными очередями и залпами.
Первыми отключаются самые внушаемые мужик да баба: потом они сами становятся медиумами – глядишь на них и помаленьку едешь, едешь, едешь… И уезжаешь в какое-то черно-белое мельтешение пятен – то ослепительных, то сотканных из мрака и готовых без следа проглотить. Тут еще и язык важен: все моления читаются на креольском. Чтоб вам понять – это как если грузина заставить говорить по-французски: человек будет рычать и каркать, выхаркивать из глубин глотки слова, вроде, вам знакомые, но которые никак не узнать… Креольский так и возник: гаитянский негр взял все галльские парфюмерные линговхитрости и на ноль их поделил (я учил математику в школе, если что).
Получилось жутко: креольский – он воплощенные помешательство и смерть. Говорят, на нем стихи пишут: ну, только если какое-нибудь «и крикнул ворон nevermore» или «со святыми упокой». А, вот, кстати, главная молитва вудуистов: «Папа Легба, отвори ворота! Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти! Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа!» - а если подобное еще и услышать на креольском, представляете?
Тут надо описать вселенную вуду. Верховное существо зовут Бонди: это изгаженное-исковерканное «бон дье», то есть, «Господь». Но Бонди как-то настолько бытийными мерзостями огорчен, что просто видеть нас всех не может и ни во что не вмешивается – «делайте там что хотите, только отстаньте от меня!». Ну, а заправляют нашей юдолью скорби - Папа Легба, Барон Суббота и Мамаша Эзиль, богиня любви и разврата. Про эту публику можно сказать, что сволочи они преизрядные, хотя и способны на добрые чувства. Короче, с таким-то пантеоном, у гаитян к Легбе главная мольба:
«Не убий! Или хотя бы убей не больно!». Судя по гаитянской действительности, Папа Легба изрядно глуховат. Собственно, из всех житейских радостей туземцам доступен только секс - ну, понятно, сантерия понемногу перетекает в оргию, которая заканчивается только под утро и отнюдь не коллективными молитвенными бдениями. То есть, бодрствуют и коллективно, но душеспасительным их занятия признаёт, может, только Папа Легба или Барон Суббота.
И, наконец, про зомби. Празднуют тут в октябре День мертвых: по размаху – что-то вроде наших постсоветских дней независимости, но отмечаемый с бо̀льшим чувством. Поминают покойников, хвалы поют богам, лунатически пляшут и, конечно, заливаются ромом. В этот день практикуется почти конвейерное оживление мертвых: дело это в\на Гаити обычное, а потому местные относятся к этому совершенно спокойно.
Надо понимать, что в стране нет власти, а уж ученых-статистиков нет подавно: в общем, не известно, откуда начальство тамошнее взяло эти цифры, но они считаются официальными. Оживленный мертвец, который батрачит на некоторое семейство — это, в глазах местных жителей, знак высокого социального статуса. Считается, что нежить эксплуатируют 10 процентов домохозяйств страны. Этому можно не верить, в этом уместно сомневаться, но факт есть факт: местные считают часть сограждан зомби, а те не возражают и ведут себя, как зомби – значит, они зомби и есть, по аналогии с крякающей уткой.
В принципе, есть этому и естественнонаучное толкование, если уж вы закоренелый скептик и атеист. Этнопсихологи предлагают феномену такое объяснение. В самой нищей стране Западного полушария нет денег на содержание психопатов в бедламах. Туземная жизнь подобных людей порождает во множестве и бродят эти дефективные по всей стране. Их-то, под видом зомбированных покойников, и призревают эксплуататоры. Причем, все участники сюжета могут искренне во всю эту вудуистскую белиберду верить: и что покойник, и что ожил, и что движим заклятьем. Я на улицах повидал таких – с выпученными белками, стоят перед тобой, словно на кол насаженные, молчат и глазами без зрачков сверлят. Если вдруг такой впадает в агрессивную истерику – даже спокойнее становится как-то, чесслово.
Что мне показалось еще любопытным в вуду: в отличие от прочих религий, никаких надежд своим приверженцам оно не дает. Смерть, злобные боги, посмертное рабство – это ярмо ждет гаитян за гробом, а по сю сторону – нищета, боль, ужас. Выбирай сам, что тебе милее. В общем, никакого романтического очарования в вуду нет в помине.
Страна была и остается задним двором Штатов – как Куба когда-то. Америка следит только, чтобы гаитяне социализмом не баловались, и, время от времени, устраивает тут переворотик-другой. Иногда гринго предпочитают оккупацию. Меня удивило, что крупнейшие иностранные инвесторы тут - компании «Дисней» и «Мак-Дональдс». Микки-Мауса я там не встречал, а вот фабрику гамбургеров видел.
В Порт-о-Пренсе она считается фешенебельным ресторанам – обед обойдется долларов в 5, то есть, по гаитянским меркам, в безумные деньги. Кстати, ТНК здесь платят работникам 8-10 центов в час: международные профспилки негодуют, но им отвечают – так ведь трудятся же, чего вам? Обычно гаитяне поработают так вот в фаст-фуде, да и стартанут на родину фаст-фудов.
В тазиках, на плотах и лодках, в каких-то цистернах – доплывают немногие, но у Папы Легбы все равно для гаитян пряников нет. И, положа руку на сердце, скажу: дно морское, наверное, как-то поблагодатнее будет западной оконечности острова Эспаньола, где живут урожденные в понедельник подданные Барона Субботы.
Если у вас хватило сил дочитать, побалуйте автора лайком, пожалуйста! И подписаться можете, если не очень затосковали. Всех благ!