На кого похож отчаявшийся человек? Он похож на заблудившегося в лесу. Ходит человек по лесу и не знает, как выйти.
И тут навстречу ему выходят двое. Он обрадовался и говорит: "Ребята, я заблудился, как мне выйти?"
Один посмотрел на него и говорит: "Здесь выхода нет. Строй шалаш, и живи здесь". Второй говорит: "Не надо его пугать. Выход есть. Иди в ту сторону, там увидишь тропинку и выйдешь по ней".
Отчаяние бывает следствием пребывания в грехах и удаления от Бога. Первый друг - это окружающий нас мир. Он внушает нам, чтобы мы жили здесь, наслаждались жизнью и не думали ни о чем.
Второй друг - это наш ангел-хранитель, который говорит: "Не бойся, обратись к Богу с покаянием. Грехи наши - это единственная преграда между нами и Богом. Поэтому нет другого пути ко спасению, кроме покаяния."
У одного старца спросили, как жить в миру, чтобы не согрешить. Он сказал, что жить надо по прологам, а не по своему уму. В прологах Святые Отцы оставили нам свои поучения, как правильно поступать в разных недоумениях.
Вот что советует нам пролог:
Как бы тяжко мы не согрешили, не будем отчаиваться, но постараемся исправиться, будем сожалеть о грехах и надеяться на помилование.
Один монах однажды вышел из кельи и тяжко согрешил. После этого демоны стали наводить на него мысли отчаяния, что не стоит возвращаться в монастырь, а лучше пойти в мир и жениться.
Но инок, помня о лукавстве демонов, отвечал этим мыслям: "Вам хочется, чтобы я погиб окончательно? Нет, не дождетесь этого". С этим он вернулся и продолжил свои благочестивые подвиги.
Господь открыл жившему по соседству монаху, что произошло, и он пришел посетить соседа. "Как поживаешь?" - спросил он.
Монах ответил, что хорошо живет, молитвами святых. Тогда старец рассказал, что Господь открыл ему все произошедшее и как монах своим рассуждением уничтожил все козни вражеские.
Вот и нам не нужно впадать в отчаяние от множества наших грехов. Но нужно помнить, что милосердие Божие не имеет границ. Никакой грех не сможет его победить, если только мы обращаемся ко Господу с искренним раскаянием.