Найти тему

Как зубному врачу стать самым крутым архитектором на районе

На прошлой неделе мне удалили давно зудевший отколовшийся зуб мудрости. И несколько последующих дней я провел прикованным к кровати, пропуская звонки и с задержкой реагируя на письма. Во время лихорадки, когда сон и явь сменяют друг друга совсем незаметно, появляются достаточно неожиданные мысли: и вот откуда-то из глубин сознания всплыло воспоминание про открытую беседу, на которой я был лет 7-8 назад.

Одним из выступавших был молодой архитектор из Казани, имя которого я так и не смог вспомнить, рассказывавший про параметрическую архитектуру. По его словам, бюро, в котором он тогда работал, искало новые способы генерировать архитектурные образы, и в ряде последних проектов они использовали немного адаптированную версию программы, которую дантисты применяют при цифровом моделировании зубных протезов.

Почему зубные протезы и причем тут архитектура, спросите вы?

Начну с того, что же за зверь "параметрическая архитектура". Если в двух словах, то это все эти красивые переливающиеся и перетекающие формы современных музеев, залов собраний, мультимедийных центров и т.п., которые строят за границей именитые архитекторы и получают за них разные премии.

Вот, например: музей Гуггенхейма в Бильбао, Испания, проект Фрэнка Гери (того самого, который хотел сделать "ЦДХ-Апельсин")
Вот, например: музей Гуггенхейма в Бильбао, Испания, проект Фрэнка Гери (того самого, который хотел сделать "ЦДХ-Апельсин")

Для тех, кто хочет чуть большей конкретики: речь идет о проектировании на основе неких алгоритмов. Творчество обычно представляется спонтанным актом, результатом череды случайностей. По сути же, совсем случайных событий не бывает - просто любые события зависят от такого большого количества переменных, что у нас нет ни малейшей возможности их все вычислить, сложить и понять, что далее произойдет.

Примерно так, на основании всей цепочки "случайностей", природа создает новые организмы, новые формы. Но какой бы новой форма ни была, все равно можно увидеть закономерности ее образования. Или, как говорит мой знакомый прораб, "от осинки не родятся апельсинки".

И в какой-то момент, призвав на помощь математику, архитекторы решили попробовать такой ход: загрузить в программу, визуализирующую данные, некую функцию (то есть, соотношение между элементами двух множеств), содержащую произвольное количество переменных - а потом построить ее графическое представление и посмотреть, что выйдет.

Простейшее графическое отображение функции с двумя переменными: парабола - для квадратичной функции
Простейшее графическое отображение функции с двумя переменными: парабола - для квадратичной функции

Результатом отказались те формы, которые мы можем наблюдать в модных журналах по архитектуре. Меняя набор переменных, добавляя или исключая в формулы параметры, архитекторы дня сегодняшнего создают уникальные формы. Их живые и "природные" линии тем сильнее поражают, когда понимаешь - форма-то, по сути, "придумана" компьютером. Единственный человек, который сам создавал такие перетекания и пересечения плоскостей - и при этом чувствовал, выдержит ли их конструкция, - законно занимает свое место в учебниках архитектуры: это всем известный Антонио Гауди. Если вам не известен: добро пожаловать в Барселону!

Окна Каса-Батльо, "Дома костей", как бы намекают: отложи циркуль, сынок, такие сопряжения им за сто лет не нарисуешь
Окна Каса-Батльо, "Дома костей", как бы намекают: отложи циркуль, сынок, такие сопряжения им за сто лет не нарисуешь

Но параметрическая архитектура - это не только про внешнюю оболочку. В расчеты добавляются десятки параметров, которые учитывают прочность строительного материала, анализируют погодные условия, прогнозируют количество пешеходов, наблюдающих здание, и много чего другого - таким образом создаются не только живописные, но и адаптирующиеся, меняющиеся объекты. В жаркие дни они закрывают окна, меняют формы стен в потоках сильного воздуха. По сути, имитируют живой организм - и чем больше параметров было изначально учтено, тем более правдоподобной эта имитация получится.

Вот так придешь однажды с работы, а у тебя дом переехал на соседнюю улицу - там wi-fi лучше ловит
Вот так придешь однажды с работы, а у тебя дом переехал на соседнюю улицу - там wi-fi лучше ловит

А при чем тут, собственно, зубы?

Возвращаясь к началу. Представьте себе идеальную "голливудскую" улыбку. Что это такое? Ровные белоснежные зубки, стоящие один к одному, с роскошным прикусом, и все это украшает человека наравне с костюмом от Армани. Так? А теперь вот вам картинка зуба:

-5

Она, конечно, плоская. Зуб, конечно, с глазками и ртом (а это значит, что у него тоже там есть зубы... хм..). Но даже здесь видно, что зуб - неровный. Его поверхность представляет собой сложную криволинейную оболочку. И в современной стоматологии зубные протезы моделируют на компьютерах, способных эту криволинейную оболочку построить.

А если мы скажем программе, что нам нужен странный зуб без корней размером не 5х5мм, а 10х10м? По сути, программе абсолютно все равно, что она моделирует - до тех пор, пока это укладывается в алгоритм. Так и получается, что способность выстраивать криволинейные оболочки - это именно та "фишка", которую заимствовал у стоматологии архитектор из моих воспоминаний.

И в заключении пару слов о том, к чему я это, собственно, все написал. В конце концов, канал у нас ведь не про архитектуру, а про дизайн интерьера - зачем ты нам, дизайнер, рассказываешь про Фрэнка Гери?

У параметрической архитектуры есть как сторонники, так и противники, но она показывает такую тенденцию: архитекторы используют любые достижения современной науки и цифровой техники, чтобы создавать уникальные, сложные и многогранные произведения.

Инструментарий дизайнера интерьеров, к сожалению, гораздо более скудный. На криволинейной оболочке не очень удобно сидеть. В квартире не прямоугольной формы не очень удобно жить. Эти ограничения тесно переплетаются с теми правилами хорошей планировки, про которые я писал здесь и здесь - и напишу в еще одной статье чуть позже.

В то время, как мои коллеги обсуждают BIM и интеграцию физических процессов в цифровую модель, я должен делать простые двухмерные планы для рабочих, пользуясь компьютером просто как электронной чертежной доской, и бегать по магазинам обоев, прикладывая десятки принтов один к другому в поисках идеального сочетания.

Инновации именно технического характера проникают в эту сферу деятельности архитектора гораздо медленнее. В горячо любимой многими передаче "Квартирный вопрос" несколько последних проектов презентуются с помощью виртуальной панорамы помещения - лично я так показываю свои проекты заказчикам уже на протяжении полутора лет. Но если технически лично я этот процесс довел уже до почти полного автоматизма, есть другая крайность - отсутствие запроса.

- Дизайнер предложил построить интерактивную модель моей квартиры за ту же цену, что ваша бригада берет за ремонт! - Ха-ха! Давайте, я лучше смету в два раза завышу!
- Дизайнер предложил построить интерактивную модель моей квартиры за ту же цену, что ваша бригада берет за ремонт! - Ха-ха! Давайте, я лучше смету в два раза завышу!

Не все готовы принять, что виртуальный тур или интерактивная модель - насколько бы дороже обычной визуализации они ни стоили, - в десятки раз эффективнее покажут им, что ждать от будущего интерьера. А раз нет запроса, то и делать такие модели приходится только отталкиваясь от собственной инициативы и собственными средствами.

И все же со временем новое приходит и в разработку интерьеров. Повседневного воплощения некоторых своих идей я жду уже более пяти лет - но я уверен, что однажды и они станут чем-то таким же обыденным, как фотореалистичные рендеры сегодня.

Но об этом в другой раз.

А пока всего вам доброго и до встречи!

P.S. Если вам нравятся мой статьи, то подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх - впереди еще больше интересных материалов! Также не забудьте заглянуть в мой Телеграм-канал "Ремонт и безумие" - там вас встретят веселые истории про ремонты, фото "с полей" и куча полезных размышлений!