Как не бояться критики.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки.
Большинство людей работают анонимно: машинист не представляется в начале поездки, кондитер не подписывает тортик, на сайте не указано имя верстальщика.
Им никто не говорит при знакомстве: «А-а-а, Евгений Николаевич! Вы вели поезд, на котором я приехал. Немного трясло».
Благодаря анонимности самооценка в безопасности. Они живут отдельно, а работа — отдельно. Семья ценит их как мужей, жен, отцов или матерей. Друзья — как верных товарищей, спортсменов, рыбаков. А работа остается на работе. Если результат плохой, об этом знает только начальник. Это удобно и безопасно.
Но безопасность — это зона комфорта. Если специалист сидит в ней, он не растет. В своей компании он может быть самым крутым профессионалом, а за ее пределами оказывается, что люди знают и умеют гораздо больше. Выходить за пределы зоны комфорта страшно, потому что эти профессионалы порвут в клочья. А не выходить — навсегда остаться «середнячком».
Сегодняшний выпуск для тех, кто понимает важность критики, но все равно ее боится. Поэтому пилит работу до последнего, чтобы показать идеальный вариант и не облажаться перед более продвинутыми коллегами.
Зачем делиться
Чтобы создать что-то стоящее, придется показать работу. Если будете творить в одиночестве, потеряете курс. Когда мы над чем-то работаем, мы слишком застреваем в процессе и не видим работу со стороны. Мы доводим до блеска то, что и так уже достаточно блестит, а недостатки не замечаем.
Бальзак рассказывают такую историю в «Неведомом шедевре». Художник Френхофер десять лет работал над шедевром, который, по его замыслу, навсегда изменит искусство. За это время Френхофер никому не показывал картину. Когда шедевр был готов, художник впустил коллег в мастерскую. Но в ответ услышал сконфуженную критику, а потом взглянул на картину глазами зрителей и понял, что работа ничего не стоит.
Такое бывает и в жизни. У сотрудника появляется идея, как привлечь новых клиентов в компанию. Он ее прорабатывает, собирает информацию и составляет подробный план реализации. Он уже точно знает, каких ресурсов это потребует и какую прибыль принесет.
Идет к начальству в предвкушении. Уже представляет, что начальство выпишет премию или предложит новую должность. И вот сотрудник показывает идею руководителю и слышит: «Мы это уже пробовали два года назад, только зря деньги потратили. Все, мне некогда».
Все планы сотрудника провалились. А если бы он поделился идеей раньше, не потратил бы время зря, а стал думать в верном направлении.
Чтобы такого не случилось с вами, дизайнер Остин Клеон советует постоянно показывать свою работу: от первых черновиков до результата. Делать это публично и каждый день. Чем больше вы получите отзывов и критики, тем проще будет держаться верного курса. Но такая открытость нарушит анонимность и подставит вас под удар.
Я последовала совету Клеона, показала коллеге свой черновик. Он ответил: «Это все скукота и детство» — так письмо начинается, а дальше, наверное, полезный совет.
Но я не могу заставить себя его прочитать. Прохожу все стадии принятия. Пока остановилась на гневе. И почти жалею, что показала свою работу.
Мало кто хочет слышать резкую критику, поэтому прячется в мастерской и ждет подходящего момента. Но этот момент никогда не наступает, потому что работа не станет идеальной, особенно, без критики.
Добровольно показать работу критикам — единственный способ профессионально расти. Но делать это нужно аккуратно, чтобы потом не пожалеть и не бросить творить вообще.
Почему боимся
Бояться критики — это нормально. Страх — защитный механизм, который бережет нас от опасности, как панцирь у броненосца:
Если отключить этот механизм и пойти напролом, мы попадем в беду.
Я работала в некоммерческом журнале. Авторам не платили, но они все равно присылали статьи. Им нравилась редакционная политика — без цензуры и ограничений. Ради такой свободы они работали бесплатно. Но многие статьи не доходили до публикации. Не потому что были плохими, наоборот, в журнал не попадали лучшие материалы.
Авторы пользовались общей папкой «На линч»: складывали в нее готовые статьи, чтобы остальные комментировали. Чем лучше статья, тем больше критики — все старались помочь. Пару первых замечаний автор исправлял, но после еще десятка решал, что статья никуда не годится, и бросал ее. Поэтому папка «На линч» стала кладбищем лучших статей.
Плохо, что авторы не доводили дело до конца, но игнорировать замечания они тоже не могли.
Проблема этой системы была в том, что авторы показывали работу сразу всем. То есть шли напролом, вместо того чтобы сначала заручиться поддержкой.
Возможное решение — сначала получить критику профессионала. В этом случае автор первым делом показывает работу редактору, исправляет вместе с ним, а потом выкладывает «На линч». Это не значит, что больше он не принимает замечаний, но теперь он отличает полезные комментарии от бесполезных и чувствует себя увереннее.
Заручиться поддержкой профессионала — способ обойти страх: вы не боитесь показывать свою работу и в то же время не лишаете себя критики. А значит, растете в профессиональном плане.
Заручиться поддержкой — способ обойти страх
Такой способ — обычная практика для научных статей. Перед публикацией автор отправляет работу рецензентам. Обычно ими становятся более авторитетные, чем сам автор, ученые. Они читают, делают замечания и дополнения. Так статья становится лучше. Но если показать ее всем подряд, включая лаборантку на кафедре, способ не сработает.
Группа поддержки
Собрать группу поддержки — более продвинутый способ заручиться поддержкой. Отличие в том, что автор показывает работу не одному человеку, а нескольким. Но выбирает их сам, причем необязательно из числа профессионалов.
Этот прием придумал американский публицист Рой Питер Кларк. Он собрал вокруг себя команду друзей, коллег, экспертов и наставников. Сначала он показывает работу им и только потом — остальному миру.
Помощники Кларка критикуют деликатно, но твердо. Он исправляет недостатки и публикует работу без страха. Группа поддержки уже одобрила, а остальные пусть беснуются в комментариях — это неважно.
Чтобы перестать бояться, сделайте то же самое: соберите команду из четырех-пяти человек, которые станут вашей группой поддержки. Определите для них роли, например:
Друг, который хорошо знает ваши переживания, готовит какао с зефирками для утешения и умеет поддержать.
Коллега, который будет поторапливать: «Давай не затягивай, делай быстрее, а потом будем обсуждать».
Эксперт, который готов дать совет, если сомневаетесь в собственных знаниях.
Учитель, который не постесняется сказать, что работа — шлак. Объяснит почему и подскажет, как улучшить.
Группа поддержки бывает разной. Возможно, вам нужен злой лысый мужик, как в фильме «Одержимость». Он унижал студента, пока тот не научился барабанить как следует. Или, наоборот, фанат, который ценит каждую вашу работу. Выбор зависит от вас. Главное — чтобы вы доверяли каждому, кто в нее входит.
Лучшие группы поддержки получаются, когда в ней есть и жесткие критики, и тактичные ценители. Тогда она приносит максимум пользы.
Позиция ученика
Прочитать полную статью на www.megaplan.ru
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки.
C уважением, команда "Мегаплана"