Найти тему

Из истории крупнейших инженерных катастроф. Аварии на гидротехнических сооружениях

Катастрофы на крупных строительных объектах, в том числе гидротехнических, особенно часто возникают из-за неполноты и ошибочности инженерно-геологической информации, используемой при проектировании, и приводят к особенно большим потерям.

Например, одной из самых крупных инженерных катастроф в США был прорыв бетонной плотины Сент-Фрэнсис высотой 62 м, построенной в 1924–1926 гг. для обеспечения водой и электроэнергией г. Лос-Анджелеса. Водохранилище содержало примерно 47 млн куб. м воды, которая подавалась в него через горный массив Сьерра-Невада по гигантскому акведуку. Однако плотина была построена в ненадежном месте – вдоль геологического разлома, выходившего на поверхность. Грунт под ней состоял в основном из обломочных пород и все время размывался и растворялся. Поэтому почти сразу после окончания строительства фундамент плотины начал протекать, по ее стене пошли трещины. В итоге 12 марта 1928 года она рухнула. Волна высотой 38 м разрушила здание ГЭС ниже по течению, прошла 87 км по каньонам рек Сан-Францискито и Санта-Клара, затопив города Кастаик-Джанкшен, Филлмор, Бардсдейл, Санта-Пола и другие и унеся в Тихий океан огромное количество обломков, грязи и тел погибших. Всего погибло более 600 человек.

Известен случай обрушения в 1956 году значительного участка 16-километрового гидротехнического тоннеля Кемано, поставлявшего воду для работы турбин одноименной гидроэлектростанции на западном побережье Канады. Это также произошло в зоне геологического разлома. Обошлось без человеческих жертв, но на удаление воды и обломков из тоннеля и на укрепление его свода было затрачено 2 млн долларов.

В результате обрушения бетонной плотины Мальпассе на реке Рейран на юге Франции 2 декабря 1959 года погибло 423 человека, а общий размер ущерба составил 68 млн долларов.

Во всех этих и во многих других случаях одной из основных причин аварий и катастроф было то, что инженерно-геологические исследования для проектирования сооружений были выполнены некачественно и не в полном объеме из-за скудного финансирования (как показали обзоры Всемирного банка, на инженерно-геологические изыскания для проектирования во второй половине 20 века тратилось в среднем менее 1% от общей стоимости проектов, что невероятно мало по сравнению с перерасходами при аварийных ситуациях).

Риски, связанные с непредвиденными геологическими условиями, являются одними из основных причин перерасходов и задержек при строительстве крупных объектов, а также их разрушений при последующей эксплуатации. И наилучшим решением для уменьшения этих рисков до минимума является качественное и достаточное изучение условий площадки будущего строительства и на как можно более ранних этапах развития проекта.

Подробнее о рассмотренных катастрофах, доказательствах выводов о причинах подобных событий и конкретных рекомендациях консультантов Всемирного банка по устранению этих причин читайте бесплатный материал в журнале «Геоинфо» – в статье «Катастроф можно избежать при реалистичных ассигнованиях на изыскания: из зарубежного опыта».