Большинство бизнес-ангелов — это категория непрофессиональных инвесторов, которые лишь часть своего времени посвящают венчурному инвестированию. В США таких инвесторов больше 200 тыс., они ежегодно вкладывают примерно 25 млрд долларов и заключают более 71 тыс. сделок. В России, по разным оценкам, их насчитывается от нескольких сотен до нескольких тысяч.
Интерес к технологическим проектам со стороны частных лиц растет, и, чтобы избежать разочарования и финансовых потерь, следует помнить об основных ошибках, которые совершают начинающие бизнес-ангелы.
Меньше слов — больше дела
Новичкам легко почувствовать себя героями сериала «Силиконовая долина»: непонятные термины, впечатляющие графики роста, красивые презентации основателей, в которых они называют свой проект «новым Uber/What’sApp/Instagram» и далее по списку. Неопытный бизнес-ангел может запросто попасть под обаяние молодых предпринимателей, постесняться задать максимум вопросов, которые позволят ему разобраться в технологии и ключевых преимуществах проекта перед конкурентами, и вложиться «не глядя».
Не стоит бояться показаться некомпетентным и слишком надеяться на подкованность команды, разработавшей технологию. Даже самые состоятельные и опытные бизнес-ангелы, работающие на глобальном рынке, не стесняются въедливо разбираться в очевидных на первый взгляд вопросах, ведь, в отличие от венчурного фонда, у частного инвестора нет штата аналитиков, которые помогут изучить рынок, его объем и потенциальный спрос на новый продукт. Ваша задача — максимально погрузиться в детали и принять взвешенное решение, не поддаваясь эмоциям.
Часто опытным предпринимателям, которые, заработав капиталы, начинают инвестировать в стартапы, хочется максимально погрузиться в операционную деятельность команды и раздавать указания по всем направлениям работы. «Умные деньги» не про это, ведь, инвестируя в проект, ангел изначально выражает свое доверие и поддержку фаундерам и их компетенциям. «Если я могу сам реализовать эту идею, зачем давать деньги кому-то, чтобы это сделать?» — самый правильный вопрос, который следует задать себе, перед тем как вкладывать деньги.
Работать за команду — неблагодарное занятие, но вовремя обратить внимание на отставание по KPI, проблемы в команде или неудачное тактическое решение, безусловно, стоит. Ваш экспертный совет или связи могут помочь гораздо больше, чем попытка полностью управлять процессом. Стартап, который сосредоточен не на росте, а на том, как оправдать надежды инвестора, вряд ли поможет вам заработать.
Один в поле не воин
Заходить в свои первые сделки одному не стоит — сегодня на рынке существует много проверенных инструментов, которые позволяют присоединиться к более опытным игрокам и повысить эффективность своего портфеля. По данным Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) России, 80% сделок на рынке совершается группами инвесторов, это позволяет снизить риски, увеличить чек для стартапа, обеспечивая ему быстрый рост.
Доверять стоит в первую очередь тем группам и сообществам инвесторов, которые заходят в сделку с вами, а не просто продают ее и получают процент от стартапа. Надежными партнерами могут стать синдикаты — объединения частных инвесторов, чаще всего в них есть lead investor, ведущий сделку. С клубами и акселераторами, которые как витрина предлагают проекты, но сами не инвестируют, лучше быть настороже.
Самый безопасный и удобный вариант — инвестировать совместно с венчурным фондом, клубом или акселератором, которые уже входят в проект. Это гарантия, что команда опытных инвесторов провела due diligence (комплексный анализ и рисковую оценку бизнеса) и что вы получите профессиональную поддержку профильных юристов.
Брать контрольный пакет акций бизнес-ангелу не стоит, тут венчурный рынок отличается от реального сектора. Это демотивирует команду и уже больше похоже на покупку компании, чем на посевную инвестицию. При последующих раундах доля основателей будет размываться еще больше, а им это невыгодно. Такое положение дел в captable (таблице капитализации) может отпугнуть и инвесторов новых раундов. В среднем ангел берет от 2 до 10% компании и получает место в совете директоров.
Начинающему бизнес-ангелу следует твердо усвоить, что венчурная инвестиция — это не кредит. Юридическое структурирование сделки — отдельный вопрос, к изучению которого нужно подойти очень внимательно. Тем не менее важно понимать: это не заем, ждать возврата в условленный срок с фиксированным процентом бизнес-ангел не может. Венчурный цикл дольше и сложнее — возможность продать свою долю может появиться через несколько месяцев, а может, через несколько нет.
С одной стороны, у кредитования есть свои плюсы: компания обязана вернуть долг заемщику. Покупка же доли не гарантирует возврат инвестиций, но дает контроль над управлением компании. Обратите внимание на устав: постарайтесь прописать в нем условие, по которому все основные решения принимаются всеми акционерами единогласно. Не лишним будет подписать корпоративный договор и обозначить в нем вопросы, обязательные для согласования с ангелом.
В поисках «единорога»
Как мы уже выяснили, венчур — это игра вдолгую. Рассчитывать на успех единственной инвестиции неправильно: считается, что из десяти три портфельных стартапа умирают, три выходят в ноль, три приносят прибыль и лишь один становится сверхдоходным. Найти заветного «единорога» — компанию, стоимость которой достигнет миллиарда долларов, — с первого раза вряд ли получится. Бизнес-ангел должен быть готов к тому, что успех ему обеспечит только портфель. Не стоит второпях инвестировать в несколько стартапов одновременно, дайте себе время на погружение в тему, но и затягивать не стоит: ориентируйтесь на 5–10 инвестиций в течение нескольких месяцев–года, которые вы сможете «упаковать» в свой первый портфель, и затем следить за его ростом.
«Одна идея ничего не стоит» — цитата, под которой подпишутся все венчурные инвесторы мира. Если бизнес-ангелу не нравится команда, но он готов инвестировать в идею, которую считает стоящей, он находится на пороге совершения своей самой главной ошибки. Идеи, которые некому воплощать, обречены на провал, в то же время грамотная профессиональная команда, в которой закрыты все основные компетенции (продуктовая, технологическая, маркетинговая), способна быстро решать проблемы и выжить в условиях меняющегося рынка.
Зачастую крупные компании покупают небольшие стартапы, чтобы заполучить звездную команду и построить с ней новый проект. Более того, на Западе нет предубеждения к основателям, имеющим неудачный опыт в одном из своих проектов: серийный предприниматель способен на многое, ведь обстоятельства порой бывают непредсказуемы. Если через полгода после запуска проинвестированного бизнес-ангелом проекта на рынок с тем же продуктом решит выйти корпорация масштаба Google или Amazon, шансы на успех первого равны нулю. Но тот же корпоративный игрок может купить зарекомендовавшую себя команду, чтобы получить их наработки и экспертизу, что может стать точкой выхода из проекта для ангела и также принести многократный возврат вложенных средств.
Знать заранее, как выйти
Если у основателей бизнеса нет стратегии выхода, это первый красный флажок, на который бизнес-ангел должен обратить внимание. Когда стартапер говорит, что планирует запуститься и дальше развиваться «по ситуации», скорее всего, фаундеры плохо знают рынок, на который выходят. Успешная команда с самого начала знает, куда идет: планирует ли продать продукт стратегу через несколько лет или занять определенную долю рынка как лидер в своем сегменте.
Не исключено, что в процессе работы продукт ждет пивот (изменения ключевых элементов бизнес-модели), тогда стратегия выхода изменится. Но на каждом этапе развития у основателей должны быть рабочие гипотезы на это счет.
Статья директора по развитию AltaClub Артема Новосартова первоначально опубликована Expert KZ
Image Credits: Cattallina / Shutterstock, Ishan