Музыкальная литература - на первый взгляд совершенно теоретическая дисциплина. Мы изучаем эпохи, жанры, биографии композиторов... Все это необходимо для повышения уровня нашей образованности и культуры, для лучшего понимания замыслов произведений.
Но можно ли сделать так, чтобы и в процессе изучения музыкальной литературы развивался наш слух? Это зависит как от методики преподавания, так и от заинтересованности самих учеников.
Во-первых, все изучаемые произведения необходимо слушать с нотами.
На уроке это не всегда осуществимо - ввиду отсутствия материального обеспечения. Но дома, в процессе подготовки к викторине обязательно найдите ноты в электронном виде. Даже если на повестке дня - опера, и хочется посмотреть постановку - заглядывайте в клавир хотя бы на самых важных номерах (увертюры, арии, дуэты). Тем более, если речь идет об инструментальных и камерных вокальных произведениях - все время нужно следить по нотам во время прослушивания! Таким образом вы получаете огромный объем информации, который вы физически не можете целиком охватить на специальности. Мелодические обороты, ритмические фигуры, фактура аккомпанемента - все это многообразие нужно не только воспринимать на слух, но и видеть в записи, чтобы задействовать зрительную память. Кроме зрительной памяти необходимо включать и моторную: проигрывать темы партий на инструменте. Для тех, кому трудно разобраться в фактуре - проигрывайте только мелодическую линию.
В интернете существует большое количество нарезок для тех, кто путает партии в произведении.
Если вы будете слушать с нотами и проигрывать темы, вы никогда их не перепутаете! Это значительно облегчит вам написание викторины (коллоквиума).
Усвоенный на уроках музыкальной литературы интонационный багаж улучшит ваш музыкальный слух и поможет вам в занятиях сольфеджио и специальностью. Кроме того, из пройденных произведений вы можете выбрать репертуар для своей программы или освоить самостоятельно понравившиеся произведения.