Найти тему

Что такое "цветной слух"

"Цветной слух" лишь одна из многих разновидностей синестезии. Но именно он сделал синестезию романтической и магически-притягательной. А ещё поспособствовал рождению нового вида искусства: светомузыки.

"Скрябинская" цветовая клавиатура.
"Скрябинская" цветовая клавиатура.
"Кодишь на прологе — и словно ты накурился. Ты, вроде бы, тоже кодишь, но этой какой-то ад невообразимый, где запах можно описать стулом, а время — фиолетовое".
(с)Башорг.
Фактически описано состоянии синестезии, курить для этого необязательно.

С древнейших времён люди стремились "каталогизировать" мир и найти в нём неочевидные связи. Это было и своего рода формой познания, и магией: тот, кому открывались истинные законы мира, обретал власть на ним. Сейчас эти древние каталоги могут показаться забавными: ну какая связь между печенью, синим цветом и планетой Юпитер?.. А в китайской системе у-син ("пять элементов") они связаны.

Но некоторые связи существуют на самом деле, пусть и только в человеческом восприятии.

Синестезия феномен, когда раздражение одного органа чувств ведёт к непроизвольному отклику в другом.

Так связаны слух и зрение при музыкальной синестезии: кажется, что звуки и созвучия имеют определённый цвет.

Единой теории возникновения синестезии нет. С одной стороны, цветовые ассоциации у разных людей не совпадают то есть реальной связи между звуками и цветами нет. С другой стороны, предрасположенность к синестезии передаётся по наследству то есть некая физиологическая основа у неё есть.

***

Соединить звуки, цвета (а также известные планеты, времена года, телесные жидкости и прочее) в правильном "каталоге" пытались с доисторических времён. Врачи и психологи начали исследовать синестезию в XIX веке.

Любопытно, что ни у одного реального синестета не отмечено самой "логичной" связи между цветами и звуками. Семь нот не раскрашены в семь цветов радуги. Раскраска всегда индивидуальная и без явных закономерностей. Нередко в ней бывают и повторы.

Цветовая клавиатура Римского-Корсакова.
Цветовая клавиатура Римского-Корсакова.

...В наши дни люди спокойно относятся к небольшим особенностям восприятия, никак не влияющим на личность. Нам очевидно, что синестезия безобидна. Если кто-то воспринимает музыку цветной что ж, замечательно.

Но 50-100 лет назад отношение было другим. Самые невинные индивидуальные особенности вызывали беспокойство, страх или гнев. Вспомним, как во времена наших бабушек относились к "неправильной" одежде или к "неправильной" музыке. А синестезию нельзя выключить или снять.

Её называли патологией, рассматривали как анатомический дефект ("путаницу слуховых и зрительных нервов"). По умолчанию считалось, что синестезия, как всякая ненормальность, причиняет страдания. Академик Лурия обнаружил случаи (очень редкие) действительно патологической синестезии во время галлюцинаций они встречались при церебральном артериосклерозе и при токсикозе на поздних стадиях беременности. Что же, раз есть такие случаи, значит, любая синестезия болезненна и её надо лечить?

Разумеется, возникло и "противодействие". Раз синестезия была у таких выдающихся людей, как Римский-Корсаков, Кандинский и Фейнман, значит, она признак гениального разума. Она открывает истинное видение мира и только высокодуховная личность, посвящённая в тайны эзотерики, может в полной мере постичь эту истину.

На самом деле, конечно, ни то, ни другое.

***

Что можно рассказать о "цветном слухе" сейчас?

Цветной слух вовсе не означает визуальных галлюцинаций. Когда люди с синестезией слушают музыку, у них не рябят перед глазами цвета. Цветной слух скорее устойчивая ассоциация, но не "умственная", а "чувственная". Она возникает непроизвольно. Сознательно взять и "перекрасить" звуки в своём восприятии нельзя. Но на ассоциации легко можно не обращать внимания.

Ассоциации у всех синестетов индивидуальны, хотя есть небольшие "перевесы" у некоторых сочетаний (нота до и до-мажор обычно либо белые, либо красные и практически никогда не жёлтые или коричневые).

Кроме цветовых, ассоциации бывают художественными или эмоциональными. Например, музыковед Асафьев описывал ми-мажор как "ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное", а ля-мажор как "скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение". У Петра Ильича Чайковского именно ре-бемоль-мажор "тональность любви", хотя технически все мажоры одинаковы. У многих синестетов есть представление, что диезные тональности блестящие, а бемольные матовые.

На эмоциональные ассоциации влияет и слуховой опыт. До-минор кажется особенно патетическим. В до-миноре написаны Патетическая соната и Пятая симфония Бетховена, производящие незабываемое впечатление. Трудно сказать, что здесь будет причиной, а что следствием.

По разным исследованиям синестетов в мире от 1 до 4%. Но отдельные синестетические ассоциации есть у большинства людей. Попробуйте представить, какого цвета холод. Чаще всего он окажется белым (как снег) или синим (как маркер холодной воды на водопроводном кране), и крайне маловероятно, что он окажется красным. А некоторые акустико-тактильные ассоциации это просто норма (как пресловутый скрип гвоздя по стеклу).

Как люди с цветным слухом воспринимают светомузыку?

Цвета светомузыки практически никогда не совпадают со "слышимыми" цветами из-за индивидуальной "раскраски". Поэтому игра света воспринимается как ещё одна самостоятельная мелодия. Она может казаться более или менее удачной, так же, как звуковая.

Является ли цветной слух признаком творческой личности?

Есть только один признак творческой личности это творчество. Как абсолютный слух не делает музыкантом, так и цветной слух не даёт преимуществ. Единственная область, где он может принести заметную пользу это мнемотехники, системы запоминания.

Какие ещё разновидности синестезии бывают?

К настоящему времени их насчитали уже десятки. Чаще всего встречается акустико-тактильная настолько часто, что это статистическая норма. Пиломоторный рефлекс ("гусиная кожа", мурашки) срабатывает при определённых звуках. В англоязычном мире используется термин ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция) или бытовой термин eargasm ("слуховой оргазм" для приятных случаев ASMR). Графемно-цветовая синестезия это ощущение цвета букв или цифр. "Числовая карта" особенность восприятия, при которой последовательности цифр (например, телефонные номера) складываются в графические фигуры.

Ссылки:

Синестезия.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!