3 июля 2018 года Арбитражный суд в Стокгольме вынес решение, в котором признал необоснованными требования польской энергетической компании «PGNiG» к «Газпрому» относительно изменения стоимости поставок топлива в соответствии с контрактом, заключённым в 1996 году на период до 2022 года. В связи с данным договором российская сторона обязалась поставлять порядка 10 миллиардов кубометров в год по определённой стоимости, привязанной к рыночной цене нефти на определённый период времени.
Примечательно, что ранее «Газпром» неоднократно шёл на уступки польской стороне, фактически снизив стоимость 1000 кубометров газа с 400 до 200 долларов. Даже на этом фоне «PGNiG» продолжает высказывать негатив ценой, опираясь на якобы «неверные действия министра экономики в сфере согласования международных газовых контрактов», который осуществлял свою деятельность в 2009-2010 годах «без опоры на утверждённую инструкцию». Инструкция, как видится, была весьма прозрачной: минимизировать потери бюджета и выставить Российскую Федерацию страной, оказывающей «сырьевое давление» на Европейский союз.
Методичка восьмилетней давности продолжает использоваться Варшавой до сих пор. На фоне яркой русофобской политики и провала в Арбитражном суде в Стокгольме, Польша буквально «взорвалась» негативными сообщениями в адрес проекта магистрального газопровода «Северный поток – 2», который затрагивает интересы множества европейских стран в целом и Германии в частности.
Сразу после судебного разбирательства, 4 июля 2018 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил о том, что «Северный поток – 2» не нужен Европейскому союзу, так как якобы является «политическим проектом, ведущим к дестабилизации региона и дающим Российской Федерации инструмент влияния на политику и экономику ЕС». Подобная риторика более чем обоснована, ведь сама Польша питает амбиции стать передовым газовым хабом объединения, через который будут осуществляться поставки в страны Прибалтики и Украину.
В данный момент Варшаве абсолютно нечего предоставить своим соседям. Вице-президент компании «PGNiG» Мачей Возняк признал, что Польша может оперировать только разовыми спотовыми сделками по газу на рынках Европейского союза, однако в любом случае Российская Федерация останется ключевым поставщиком как для государства, так и для объединения.
Диверсификация в области сырьевой политики возможна, но ведёт к колоссальному удорожанию трат страны на закупку СПГ у США или посредством реализации проекта «Baltic Pipe», который сможет направлять в Польшу лишь треть необходимого объёма газа с шельфов Норвегии. Несмотря на это, Варшава продолжает мнить себя «газовым хабом» и подготавливает проект газопровода между Литвой и Польшей: «GIPL» соединит компрессионные станции обеих стран, однако кто будет «наполнять» систему сырьём – до сих пор неизвестно. Данный вопрос уже поднимался в 2016 году, и именно тогда проект заморозили до недавнего времени.
Польские власти, не имеющие возможности оказывать политическое давление на Арбитражный суд Стокгольма, самостоятельно загнали себя в угол: их русофобская риторика, основанная на желании минимизировать собственные траты на российский газ, демонстрирует колоссальные энергетические проблемы государства, которые едва ли сможет решить дорогостоящее сырьё из США или Норвегии.