Найти в Дзене

Нет предела долголетия, говорят исследования, которые вновь оживили дебаты о долгожительстве

Оглавление

Уровень смертности в более зрелом возрасте сглаживаются и предполагают, что не существует фиксированного предела продолжительности жизни человека.

Не может быть естественного предела тому, как долго могут жить люди. По крайней мере, пока такого предела еще никто не зафиксировал - вопреки утверждениям некоторых демографов и ученых-биологов.

Выводы, статистического анализа, опубликованного в четверг в Science "О вероятности выживания почти 4000 человек «супер-пожилых» в Италии. Всех граждан в возрасте 105 лет и старше".

Выводы группы, возглавляемой демографом Университета Сапиенцы Элизабеттой Барби и Университетом цыган. По статистике Франческо Лагона выяснилось, что риск смерти, на протяжении большей части жизни человека, по-видимому, возрастает по мере того, как возраст социума достигает 105 и более лет.

«Если существует уровень смертности, то тогда нет предела человеческому долголетию», - говорит Жан-Мари Робин, демограф из Французского института здравоохранения и медицинских исследований в Монпелье, который не участвовал в исследовании.

Это означало бы, что кто-то вроде Чийо Мияко, потомок японской пра-пра-прабабушки, которая в свои 117 лет является самым старым известным человеком в мире, вполне может жить долгие годы - или даже вечно. По крайней мере, гипотетически.

Ученые - исследователи уже давно обсуждают, имеют ли люди верхний предел долголетия. По мнению консенсуса, риск смертности неуклонно возрастает во взрослой жизни до примерно 80 лет или около того. Но есть крайнее несогласие с тем, что происходит, когда люди входят в свое 90 или 100-летие.

Часть исследователей изучили демографические данные и пришли к выводу, что для наших видов существует фиксированный естественный «срок хранения» и что уровень смертности увеличивается. Другие рассмотрели те же данные и пришли к выводу, что риск смертности сглаживается в ультра-золотые годы, и по-этому человеческая жизнь не имеет верхнего порога.

Предельный возраст

В 2016 году генетик Ян Вигг и его коллеги из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке возобновили упомянутую дискуссию, когда проанализировали изучаемые возрасты людей Мире за крайние пол-века. Они пришли к выводу, что человеческое долголетие достигло потолка примерно в 115 - 125 лет.

Вигг и его команда утверждали, что с небольшим, если так можно выразиться, с максимальной продолжительностью жизни с середины 1990-х годов, старение человека достигло своего естественного предела. Самая известная продолжительность жизни принадлежит Жанне Калмент, французскому супер-долгожителю, который умер в 1997 году в возрасте 122-х лет.

Эксперты бросили вызов статистическим методам исследования 2016 года, определив активную группу, в которую теперь входят Барби и Лагона. Работая с коллегами из Итальянского национального института статистики, исследователи собирали информацию о каждом итальянце в возрасте от 105 лет и старше в период с 2009 по 2015 годы.

Собирали так же свидетельства о смерти, рождении и долгожительства, чтобы свести к минимуму вероятность «преувеличения уровня долгожительства» и общей проблемой среди старейших.

Ко всему прочему, они отслеживали траектории индивидуальной выживаемости с одного года на следующий, а не единичные случаи в возрастных интервалах, как в более ранних исследованиях, которые сочетают в себе различные наборы данных. При этом, сосредоточив внимание только на Италии, которая имеет один из самых высоких показателей долгожительства на душу населения в мире. К тому же, они избегали вопроса об изменении сбора информации между различными юрисдикциями.

По словам Кеннета Хоуза, исследователя политики здравоохранения в Оксфордском институте народонаселения в Соединенном Королевстве, «на сегодняшний день эти данные являются наилучшим показателем уровня смертности относительно экстремального возраста человека».

Кен Вахтер, математик - демограф из Калифорнийского университета в Беркли и автор последних исследований, подозревает, что предыдущие споры о моделях смертности в предельном возрасте в значительной степени были связаны с плохими отчетами и плохой статистикой. «У нас есть преимущество в улучшении информации», - говорит он. «Если мы сможем получить данные нового качества для других стран, то я ожидаю, что мы увидим такие же показатели».

А, вот Робин не так в этом уверен. Он считает, что неопубликованные данные из Франции, Японии и Канады свидетельствуют о том, что доказательства уровня смертности «не очень ясны». По его словам, все еще необходим глобальный анализ, чтобы определить, отражают ли результаты, полученные в Италии, универсальную особенность старения человека.

Каковы пределы?

В мире проживает около 500 000 человек в возрасте 100 лет и старше. Это число, которое, как ожидается, почти удвоится с каждым последующим десятилетием. Даже если риск смертности в конце жизни остается постоянным в 50%, глобальное членство в клубе с «100 плюсами» должно перерасти к ползучести вверх по самому старому человеку, живущему примерно на один год за десятилетие, говорит Йоуп де Бир, исследователь долголетия в Нидерландском междисциплинарном демографическом институте в Гааге.

Многие ученые говорят, что они надеются понять, что же, все-таки стоит за выравниванием уровня смертности в более поздней фазе жизни. Зигфрид Хекими, генетик из Университета Макгилла в Монреале, Канада, предполагает, что клетки организма, в конечном итоге, достигают точки где механизмы ремонта могут компенсировать дополнительный ущерб, чтобы сохранить определенный уровень смертности.

"Почему именно этот уровень и что это значит в процессе старения? Я не думаю, что мы понимаем этот процесс", - говорит Хекими.

Для Джеймса Киркланда, гериатра в клинике Майо в Рочестере, штат Миннесота, убедительные показатели уровня смертности указывают на возможность повлиять на, собственно, уровень смертности в любом возрасте.

К тому же, некоторые эксперты считают, что отдельные хрупкие органы не подлежат ремонту. Они утверждают, что если шансы на смерть не увеличиваются с течением времени, то грамотные вмешательства специалистов могут изменить ситуацию, даже в крайне пожилых вариантах.

Не все специалисты соглашаются с такими аргументами

Брэндон Милхолланд, соавтор документа Nature- 2016 Nature , говорит, что доказательства уровня смертности «маргинальные», поскольку в исследование включено менее 100 человек, которые жили до 110 лет или старше.

Леонид Гаврилов, исследователь долголетия Университета Чикаго в штате Иллинойс, отмечает, что даже небольшие неточности в итальянских документах долголетия могут привести к ложным выводам.

А, некоторые говорят, что выводы исследования биологически неправдоподобны. «Вы сталкиваетесь с основными ограничениями, налагаемыми дизайном и особенностями тела», - говорит Джей Ольшански, биодемограф из Университета штата Иллинойс в Чикаго. Он отмечает, что клетки, которые не реплицируются, такие как скажем, нейроны, будут продолжать увядать и умирать, устанавливая верхние границы естественной продолжительности жизни человека.

Таким образом, это исследование вряд ли станет последним словом в возрастных спорах, говорит Хаим Коэн, молекулярный биолог в Университете Бар-Илан в Рамат-Гане, Израиль. «Я уверен, что дебаты продолжатся».