Вторая пластинка двойного альбома The Beatles (White Album) разбирается о второй статье по ссылке: "С бора по сосенке. Белый Альбом Битлз"
О том, что предшествовало записи альбома "The Beatles" в 1968 году (в народе "Белый Альбом" или "White Album" - по цвету обложки) я написал в статье "The Beatles. Сделано в Индии". Подавляющая часть композиций этого двойного альбома действительно была придумана музыкантами в Индии, несмотря на то, что они проводили время в медитациях, а не в творческих поисках. Видимо какое-никакое просветление посетило их всех без исключения, потому что и Ринго Старр написал свою первую композицию в Битлз, и Джордж Харрисон отметился сразу несколькими супер-хитами.
Отличительной же особенностью альбома является широчайшая разностилистика. Альбом получился вроде и битловский, а вроде и не битловский, так как характерный битловский саунд сменился полистилистическим разнообразием. А дело в том, что с подачи Битлз после записи альбома Revolver в 1966 году начался музыкальный взрыв, породивший десятки разнонаправленных музыкальных направлений в рок-музыке. Битлз, недолго думая, просто попытались написать разные композиции в новых появившихся стилях. С одной стороны альбом вышел катастрофически неровным, с другой всегда интересно послушать музыкальные эксперименты от людей. которые точно знают чего хотят и разбираются в музыке на подсознательном уровне.
Первая же песня с альбома стала международным хитом, которым является и до сих пор. Это Back In the USSR - "Назад в СССР". Словосочетание, которому была суждена вторая, отдельная жизнь. Фактически эта фраза превратилась в идиому - у Битлз был некий дар пророчества, что ни говори - может вся эта индийская медитация и не прошла даром.
Тогда же Битлз ни о чём подобном не подозревали, а написали пародийную песню на хит Чака Берри Back In The USA, одновременно сделав в припеве аллюзию на песню Beach Boys под названием California Girls - у Битлз в песне были Ukrainian и Moldavian Girls. Отдельно надо сказать, что для таких политически прогрессивных представителей передовой западной богемы, как битлы, СССР играл роль некоего загадочного, живущего по другим законам и передового общества. Что в общем-то было верно, если смотреть из сегодняшнего дня.
Отдельно надо отметить, что музыка этой композиции чрезвычайно заводная и простая - на грани гениальности. Это чисто битловский прикол на простейших рок-н-ролльных гармониках сделать хит на все времена - в этом их чудо и заключается. Песня выдержала сотни кавер-версий и будут ещё, а ведь она очень короткая, чуть больше двух минут - но сколько много в себя вместила
Итак, запомним - первый номер альбома это традиционный рок-н-ролл к хард-рок исполнении. Композиция плавно переходит в следующую - Dear Prudence. Эта песня основана на гитарном переборе, которому битлов в Индии научил их партнёр по медитациям шотландский фолк-певец Донован. И посвящена песня ещё одной медитирующей с битлами особе Пруденс Фэрроу, сестре актрисы Миа Фэрроу, которая тоже там была. Пруденс медитировала в одиночку сутками и битлы в шутку написали песню. вызывающую их беспокойство по поводу её отсутствия вне медитативного транса. В музыкальном отношении жанр песни - психоделический рок.
Следующая песня - пародия на самих себя времён предыдущего экспериментального альбома Magical Mystery Tour под названием Glass Onion - Стеклянная Луковица. В тексте перечисляются все персонажи песен с этого альбома. Жанр - хард-рок. Тут, кстати. на ударных играл Пол Маккартни, потому что Ринго Старр в этот момент рассорился с остальными и ушёл из группы "навсегда"
Затем идёт знаменитая Ob-La-Di, Ob-La-Da. И вот тут Битлз вытащили из подворотни только-только появившийся на Карибских островах стиль рок-стеди. Предшественник рок-стеди стиль ска возник на Ямайке из смеси местных ритмов с услышанным по радио рок-н-роллом. Рок-стеди это тот же ска, но с более медленным ритмом. А сели ещё замедлить ритм рок-стеди раза в три, то получится всем знакомый рэгги. Замедлите мысленно Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да в три раза - рэгги и есть.
Следующая песня - коротенькая Wild Honey Pie это просто акустический эксперимент Пола Маккартни по многотрековой записи в студии. Он записал множество гитарных, ударных и вокальных партий и наложил их одна на другую, так что стиль тут просто отсутствует
«The Continuing Story of Bungalow Bill» - образцовый фолка и кантри под акустическую гитару. Причём тут решили применить киношный термин ауди-варите, когда в записи приняли участие все, кто находился на данный момент в студии
«While My Guitar Gently Weeps» - знаменитая песня Джорджа Харрисона в стиле рок-баллада. Тоже продукт из Индии. Харрисон очень дорожил этой песней и десятки раз делал дубли каждый раз оставаясь недовольным. В итоге он позвал своего приятеля Эрика Клэптона для записи соло-гитары, так, как свой уровень считал недостаточно профессиональным. Клэптон справился прекрасно, причём записал сольные партии ещё на несколько треков альбома. В ответ Харрисон поучаствовал в записи одной из композиций группы Cream
Ну и наконец последняя песня на первой стороне первой пластинки - «Happiness Is a Warm Gun» - это определённая стилизация под поразившего тогда всех Джимми Хендрикса. Стилизация не очень удачная, надо сказать. Однако Битлз, как ни странно, считали её единственной битловской песней на альбоме. А Леннон, который единолично её и написал, соединив три части, как он выразился "прошёл насквозь через все виды рок-музыки", никогда не отрицал, что текст указывает на наркотические пристрастия и галлюцинации самого автора. Эту песню, кстати, запрещали на радио в США по причине "непристойного содержания".
Вторая сторона вышла гораздо слабее первой, объяснений этому я не могу привести. Песни свалены кое-как в кучу, однако полистилистика и здесь имеет место. Пробежимся быстренько по самым заметным вещам с указанием стиля
Martha My Dear - сольный номер Пола Маккартни, записанный в стиле диксиленда двадцатых годов, ранний эстрадный джаз.
I'm So Tired - бардовская песня от Джона Леннона
Blackbird - бардовская песня от Пола Макартни
Piggies - социальная сатира от Джорджа Харрисона с использованием классических гармоник с помощью игры на клавесине, вообще нехарактерная для Битлз песня
«Rocky Raccoon» - американская фолк-песня, ковбойская песня
«Don't Pass Me By» - эстрада. Автор и исполнитель песни впервые - Ринго Старр, чувствуется небольшой уклон в кантри, вернее скрипка там играет в стиле блюграсс
«Why Don’t We Do It in the Road?» - а вот это экстра-хард-рок с уклоном практически в хэви-метал. впрочем гармоники не классические, как в хэви, а исключительно блюзовые. Влияние первого альбома Лед Зеппелин, между прочим
«I Will» - акустическая баллада от Пола Маккартни
«Julia» - акустическая баллада от Джона Леннона
Вот так вот с бору по сосенке на первой пластинке Белого Альбома появилось с десяток стилизаций. Какие-то более удачные, какие-то менее удачные. Вторая пластинка альбома в этом плане гораздо разнообразнее и интереснее, но я распишу её в следующей статье. Слишком много материала для одной статьи