Первый летний месяц дал жару туристическому рынку: сразу шесть компаний (включая двух старейших – «Натали-Турс» и DSBW) объявили об остановке деятельности и отмене всех оплаченных броней. А это значит, что тысячи туристов опять никуда не поедут, а те, которые уже отдыхают, могут столкнуться (и столкнулись) с выселением из отелей.
Естественно, возникает вопрос – в этот раз рынку придет кранты? Может быть сейчас люди поймут, что пора рассчитывать лишь на свои силы и самим организовывать себе отдых?
Нет, нет и нет. Турагентства и туроператоров в России хоронят уже лет десять, но они как Ленин – живее всех живых. Смерть рынку предрекали и после краха «Капитал-Тура» (2010 год), и после «Ланты» (2012 год), и после «Лабиринта» (2014 год). А ведь это были компании, которые по объемам бизнеса были намного больше «Натали» и DSBW вместе взятых. Для сравнения, число пострадавших от краха «Лабиринта» оценивалось в 55 тысяч человек. Остановка деятельности «Натали» затронула около 3,5 тысяч человек.
Конечно, после сообщений о выселенных из отеля туристах, да о неулетевших на отдых гражданах доверия к турагентствам поубавится, и число желающих воспользоваться их услугами сократится. И это может привести к новым крахам на рынке.
Но люди по-прежнему будут пользоваться услугами туркомпаний. И вот почему.
Первая причина. Тур дешевле самостоятельного путешествия
Сейчас меня заклюют самостоятельные путешественники, которые за 50 долларов проехали в вагонах третьего класса всю Азию, но объективно - туры в самые популярные страны дешевле, нежели организовывать отдых самостоятельно.
Попробуйте в разгар сезона самостоятельно купить билеты в какой-нибудь Таиланд и забронировать там отель. Это будет вдвое дороже, чем купить путевку. А не в сезон, когда туда можно найти дешевые авиабилеты, в Таиланде особо и делать нечего.
Аналогичная ситуация и с Доминиканой, и с Кубой, и с курортной Турцией, и с Марокко, отчасти и с греческим Критом, и с испанской Коста-Бравой. Туры в эти места за счет чартеров и скидок от отелей будут дешевле.
Конечно, можно словить какое-нибудь горячее предложение от авиакомпании и купить билет в Кубу за 25 тысяч, но это будет единичный случай и принимать его за правило нет смысла.
Вторая причина. Общение с живым человеком
Никакой искусственный интеллект на сайтах подбора тура не заменит живое общение. Общение с менеджером в турагентстве - это и своеобразная страховка и гарантия, если что-то пойдет не так, я знаю кому звонить, я знаю куда идти, и я знаю, с кем ругаться.
Третья причина. Гарантия оплаты
«Без бумажки ты букашка». Это выражение так прочно засело в голове россиян, что многие люди просто бояться делать платежи онлайн. Они и телефон-то в интернете не оплачивают, а уж требовать от них платежи за билеты и отели на сотни тысяч рублей бессмысленно.
Страх того, что я сейчас заплачу, деньги с карты спишут, а мне на почту ничего не придет, заставляет людей идти в турагентства и решать денежные вопросы с менеджером. Даже если турист точно знает куда он хочет, когда он хочет, и сколько готов заплатить, он все равно идет к живому человеку, платит деньги, и получает бумажку – хоть какую-то гарантию произведенной оплаты.
Я ранее работал в одной компании, которая в числе прочего занималась продажей авиабилетов, туров и бронированием гостиниц через интернет. В итоге пришлось открыть в Москве два оффлайн-офиса только потому что люди по интернету выбирали тур, по телефону уточняли все моменты путешествия, а потом шли покупать его в оффлайн-офис.
Ну и справедливости ради - а много ли людей знают, что конкретно должно прийти на почту при бронировании тура онлайн? Я не знаю.
Когда я бронирую билет на самолет - мне приходит билет, в случае с отелем - бронь отеля. А какие документы я должен получить в случае покупки тура онлайн? Билеты, бронь отеля, страховка, туристический ваучер? Или обещание: "Чувак, мы получили твои деньги, в день вылета жди у аэропорта за углом, к тебе подойдут"
Я вот, честное слово, не знаю. Поэтому, даже несмотря на то, что я уже лет десять не пользовался услугами турагентств, если вдруг моя супруга меня дожмет и заставит полететь с ней в Таиланд, скорее всего, я пойду в турагентство.
Четвертая причина. Нежелание тратить свое время
Люди ленивы. Зачем тратить свое время, изучать десятки сайтов и сотни фотографий отелей, когда можно прийти в турагентство и менеджер два часа тебе будет рассказывать про то, чем в этой гостинице кормят и когда открывается бар.
В первом пункте я написал, что туры, как правило, дешевле самостоятельного путешествия, но это не значит, что услугами турагентства пользуются лишь небогатые люди в надежде сэкономить. Как раз наоборот – люди с деньгами тоже частые клиенты туркомпаний. Они не будут тратить свое время на подбор тура и т.д., они поручают это менеджеру, который им предложит на выбор несколько вариантов отдыха.
Пятая причина. Плохое знание иностранных языков
Что может быть проще – прилетел в аэропорт, где тебя за ручку русскоговорящий гид завел в автобус и отвез в отель передал другому русскоговорящему гиду, который до конца отдыха будет с тобой. Представить себе, что в чужой стране нужно самостоятельно организовывать трансфер, что-то там объяснять менеджеру отеля, а иногда и пересадки делать в других странах – к такому готовы не все. И турфирмы – их спасение.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Туристку с ребенком не выпустили из России в Турцию из-за ошибки паспортистки
Решил для вас самую главную проблему при оформлении любой визы
Почему все рекомендации по поиску дешевых билетов - это бред
Платные участки трассы М4: как хорошую идею превратить в говно
За слова ответишь: как лишиться шенгена за отзыв в Facebook