Текст: Игорь Банников
На днях Lizer опубликовал клип на трек «Панк-рок-мальчик» производства Little Big Production. Спустя считанные часы, читатели сайта The Flow нашли на SoundCloud фактически идентичную песню американских рэперов Boyfriendz, записанную еще в прошлом году. Она даже называется так же – Punk Rock Boy! Из-за этого в сети разгорелась нехилая полемика, а Lil Aaron, один из соавторов оригинала, как следует потроллил Арсена в твиттере.
→ Глупый пиар
Подобный трюк уже был проделан в январе с накрученными репостами его альбома – тогда эту историю обсуждали буквально все, и на этом он заработал добрую часть своей славы. Прошло несколько месяцев, хейтеры успокоились и после роликов «Вписки» и FFM, в которых Арсен предстал более-менее нормальным парнем, вроде бы начали к нему терпимо относиться, а его подписание на лейбл Little Big Family и вовсе почти убедило публику в его адекватности. Но сейчас мы все снова обсуждаем его очередную выходку, от которой наверняка не в восторге и сами «Литтл Биги». Я бы рад поверить, что это хитро спланированная пиар-кампания, нацеленная на привлечение внимания, но как и в случае с выходками правительства, эта теория слишком красивая, чтобы быть правдой более чем наполовину.
→ Байт – это плохо?
В творческом заимствовании нет ничего кошмарного, если артист не скрывает источников своего вдохновения, и это действительно помогает ему найти собственный стиль. В начале карьеры этим грешили примерно все великие люди, т.к. без копирования чужих работ просто невозможно чему-либо научиться: музыканты делают каверы, художники пишут репродукции, а потом долго и мучительно вырабатывают собственный почерк. Но когда автор начинает позиционировать себя как оригинальную творческую единицу, все поблажки заканчиваются, и в таких случаях имеет смысл говорить исключительно о вдохновении, а не о полном копировании конкретного произведения. Если же человек один в один слизывает чужой продукт – значит, он просто бесталанный шарлатан… или ребёнок.
→ Почему они байтят?
Если смотреть на это глобально, то ничего удивительного здесь нет. Россия давно находится в позиции догоняющего и завидующего. Наши «великие» кинематографисты достигли небывалых высот в «улучшении» заграничных блокбастеров и сериалов, а в музыке Киркоров вместе с коллегами еще во времена нашей молодости задал высочайший стандарт. Если говорить конкретно о юных рэперах, то копирование треков более талантливых и продвинутых артистов наследует другому исторически важному занятию – списыванию контрольных у отличников. И это такое вполне логичное продолжение школьной привычки, от которой страдают не только рэперы, но и многие авторы пабликов, ворующие друг у друга мемчики, и ютуб-каналы, передергивающие популярные форматы. И по большей части этот порок преобладает именно у юных «творцов» без большого профессионального опыта.
→ Чем это чревато?
Если общество не будет порицать и стыдить байтеров, тем самым отправляя их на обочину музыкальных чартов и мотивируя создавать оригинальный контент, то в какой-то момент байт просто легализуется в глазах массового слушателя и будет восприниматься им как неотъемлемая часть творчества новой школы (что уже и так близко к правде), а на смену музыкантам, стыдливо заимствующим идеи конкурентов, придет новое поколение, для которого стопроцентное копирование чужих треков уже будет абсолютной нормой.
→ Что дальше?
Мне бы очень хотелось услышать, что думают о случившемся представители Little Big Production, потому что сейчас именно они выступают главными легализаторами этого недоразумения, и данная история неплохо бьет по их статусу. В целом я очень надеюсь, что Лизер вместе с коллегами начнет переводить на русский вообще все важные треки иностранных артистов, чтобы люди, плохо знающие английский, могли быть в курсе западной сцены и открывать для себя благодаря «Арсен Транслейт Индастрис» еще больше крутых музыкантов.