Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Танк P26\40 – итальянская копия Т-34

Вспоминая о танках Второй Мировой, на ум приходят советские, немецкие машины, или бронетехника союзников. Остальные участники конфликта либо вовсе не имели внушительных бронетанковых сил, или их уровень не позволял заявить о себе. К подобным примерам относятся итальянские танки. Механизированные соединения Муссолини обладали обширным парком танкеток, и устаревших танков из 1920-х годов, которые не могли считаться основой бронетанковых сил. Тем не менее, и у итальянских инженеров были конструкции, заслуживающие пристального внимания. Об одной такой мы сегодня и поговорим.

К началу войны, самой современной итальянской машиной был танк M13\40. 14-тонная машина с 47-мм орудием могла составить конкуренцию британцам в Африке, но их выпуск отставал от потерь
К началу войны, самой современной итальянской машиной был танк M13\40. 14-тонная машина с 47-мм орудием могла составить конкуренцию британцам в Африке, но их выпуск отставал от потерь

Carro Armato

Проектные работы над новым танком начались еще в 1940 году. Тогда итальянский генералитет позавидовал преимуществам немецких танков, которые стремительно шли по Европе. По сравнению с ними, даже относительно современные итальянские M13\40 выглядели блекло.

Несмотря на рациональный наклон бронелистов, их крепление с помощью заклепок негативно влияли на прочность конструкции
Несмотря на рациональный наклон бронелистов, их крепление с помощью заклепок негативно влияли на прочность конструкции

Работа в цехах компаний Fiat и Ansaldo продвигалась медленно, и первый ходовой прототип вышел из ворот завода спустя год. Машина получила 75-мм пушку, основанную на горном орудии Obice da 75\18, которое даже в своем амплуа была далеко не лучшей: на расстоянии в 500 метров ее бронебойный снаряд мог пробить лишь 60-мм броневой лист под минимальным углом наклона. Да и баллистика бывшего полевого орудия была далека от идеала. После неудовлетворительных результатов испытаний, ее место заняло 75-мм орудие 75\34, разработанное компанией Ansaldo.

Один из предсерийных прототипов. Здесь кожух трансмиссии еще обтекаемый
Один из предсерийных прототипов. Здесь кожух трансмиссии еще обтекаемый

Конструкцию корпуса и башни решили переработать после исследования трофейного Т-34-76
Конструкцию корпуса и башни решили переработать после исследования трофейного Т-34-76

Лобовые бронелисты первых прототипов практически не имели наклона
Лобовые бронелисты первых прототипов практически не имели наклона

Весть об эффективности советского Т-34 тоже наложила свой отпечаток на итальянских конструкторов. Летом 1942 года в их распоряжении оказался трофейный Т-34-76, конструкторские решения которого впечатлили итальянцев. Теперь машина получила наклонную броню с максимальным значением бронирования во лбу корпуса и башни в пять сантиметров. Масса возросла до 26 тонн, что вкупе с 25-литровым дизелем в 330 сил давало неплохую динамику. К окончательной модификации добавили радиостанцию RF1 CA и два 8-мм пулемета Breda.

Несмотря на массу в 26 тонн, итальянцы причисляли "Carro Armato" к тяжелым танкам
Несмотря на массу в 26 тонн, итальянцы причисляли "Carro Armato" к тяжелым танкам

Первый P26\40, доставшийся немцам. На камуфляж нанесли значение толщины и наклона листов брони
Первый P26\40, доставшийся немцам. На камуфляж нанесли значение толщины и наклона листов брони

Танк P26\40 по итальянской классификации считался тяжелым – масса выше имеющихся машин? Значит – тяжелый. Тем не менее, по своим габаритам и основным характеристикам, итальянская машина была в одном классе с советскими Т-34, американскими «Шерманами» и немецкими Pz.Kpfw IV.

Устаревшие решения

Несмотря на достойное бронирование и современное орудие, P 26\40 был очень архаичным танком. Подвеска машины основывалась на рессорах, а броневой корпус собирался при помощи заклепок. Это было дешевле, но клепаный корпус обладал меньшей прочностью, и большим количеством осколков при попадании вражеского снаряда.

Ряды готовых P26\40. Что примечательно, для итальянской армии была построена одна подобная машина, остальные были созданы уже для немецких оккупантов
Ряды готовых P26\40. Что примечательно, для итальянской армии была построена одна подобная машина, остальные были созданы уже для немецких оккупантов

Компоновка машины тоже соответствовала устаревшим правилам: командир экипажа совмещал свои обязанности с функциями наводчика основного орудия, что существенно снижало его эффективность. Кроме того, мотор не был отделен от боекомплекта, что было чревато детонацией последнего в случае пожара.

Под крышей моторного отделения скрывался дизельный мотор SPA 342, мощностью в 330 сил. Мотор страдал от "детских болезней", и часто выходил из строя
Под крышей моторного отделения скрывался дизельный мотор SPA 342, мощностью в 330 сил. Мотор страдал от "детских болезней", и часто выходил из строя

При всем этом, Carro Armato P 26\40 стал не только новым словом в итальянском танкостроении, но и вышел на более или менее конкурентный уровень, где он мог бы составить конкуренцию танкам оппонентов. Но больше времени он провел, как ни странно, под флагом бывших союзников!

Немецкие P40 737(i)

На момент перемирия 8 сентября 1943 года, было готово два батальона, которые ждали новый танк. Планировалась поставка ста машин, но итальянцы успели получить лишь одну. Готовые танки были захвачены вермахтом, а его производство продолжилось на оккупированной территории.

P 26\40 во время демонстрации Гитлеру после оккупации Италии
P 26\40 во время демонстрации Гитлеру после оккупации Италии

Под новым флагом танк получил новое наименование – Pz.Kpfw P40 737(i). Несмотря на недостатки, немецкие танкисты ценили P40 за достойное бронирование и орудие, достаточное для борьбы с британскими и американскими танками. Но был один важный нюанс! Дизельный мотор, который бал так чужд немецким танкистам. В силу логистики, практически все дизельное топливо Германии уходило на нужды флота, а немецкие танкисты довольствовались бензином.

Pz.Kpfw P40 737(i), принадлежащий 24-й горно-стрелковой дивизии. Обращает на себя внимание устаревшая конструкция подвески на подрессоренных тележках
Pz.Kpfw P40 737(i), принадлежащий 24-й горно-стрелковой дивизии. Обращает на себя внимание устаревшая конструкция подвески на подрессоренных тележках

По этой причине некоторые машины пытались переоборудовать под новый мотор, но в силу дефицита времени, поступали иначе. Большинство башен от P40 были использованы в качестве статичных огневых точек. Таким образом было разобрано более 40 танков, а оставшиеся машины ограниченно использовались в боях с союзниками на территории Африки. Часть из них была брошена, так как дизель от SPA не отличался высокой надежностью.

Большинство немецких P40 были брошены и уничтожены своими же экипажами по причине поломок двигателя.
Большинство немецких P40 были брошены и уничтожены своими же экипажами по причине поломок двигателя.

Итоги

В период 1944-1945 года был выпущен 101 танк P40, но до наших дней сохранилось лишь две машины. На основе этого танка планировалась создать танк P43 с увеличенной до 100 мм лобовой броней и немецким 480-сильным мотором Maybach, но последовавший крах стран Оси не дал этим планам осуществиться.

Немецкие солдаты на итальянской броне P26\40
Немецкие солдаты на итальянской броне P26\40

P40 превосходил все итальянские конструкции, хоть и до лидеров мирового танкостроения ему было далеко. По мнению историков, попади итальянская машина в войска до 1941 года – она смогла бы повлиять на расстановку сил в Северной Африке. Но в 1943 году – даже без учета немецкой оккупации – этот танк значительно отставал от техники оппонентов.