Мой сын сказал мне: «Я уеду, здесь жить не хочу». Периодически он приводит мне кучу своих максималистских подростковых доводов. Один из них: «В этой стране никто ни за что не отвечает». Мои аргументы в пользу Родины выглядят жалкими, но я ещё барахтаюсь. Ведь «После сорока люди так трудно поддаются переубеждению. В восемнадцать наши убеждения подобны горам, с которых мы взираем на мир, в сорок пять – пещерам, в которых мы скрываемся от мира» (Ф.С. Фицджеральд).
Подпихиваю сыну статьи, где иностранцы делятся впечатлениями о сегодняшней России или пишут, за что они не любят собственную страну. Но не уверена, что могу его переубедить, да и надо ли? Подруга говорит: «Не парься, мой тоже всё за границу рвался в этом возрасте. Выучился, женился, и всё как рукой сняло». А у другой подруги дети всё-таки уехали в Европу.
Молодёжь уезжает из России или мечтает уехать. По утверждению ВЦИОМ, 31% молодых людей от 18 до 24 лет планируют покинуть страну. Вот статистика Росстата: округлённое количество россиян, уезжающих на ПМЖ за границу.
2010 г. – 33 000 чел.
2012 г. – 122 000 чел
2014 г. – 310 000 чел.
2016 г. – 365 000 чел.
Но: насколько можно доверять официальной статистике и какова настоящая картина?
Я работаю в начальной школе. У меня маленькие ученики. Я говорю с ними об истории нашей страны, начиная с Древней Руси. О людях, которыми гордится страна: от Ивана Фёдорова до Григория Перельмана. Воспитание патриотизма с моей стороны идёт полным ходом. Хочу, чтобы дети гордились своей страной и своим народом. Хочу, чтобы они остались здесь и двигали Россию вперёд. Но, чёрт, куда деться от реальности за окном?
Я помню, как гордилась: «Я родилась в Советском Союзе - лучшей стране мира! Как мне офигенно повезло!» Работать начала в 1989 г., ещё в СССР. Над доской в классе висел портрет Ленина, а в учебнике чтения был рассказ «Ленин и печник». Помню, как всего через два года страна развернулась на 180 градусов, в новую реальность.
Как танки ездили по Москве, а я, 21-летняя девчонка, сидела в пустой школе – дежурила на случай беспорядков (смех да и только!). Как убирали «дедушку» Ленина из классов и учебников. Как посыпались новые подробности Великой Октябрьской, Великой Отечественной… Как ломали и переделывали историю страны. Как в голове моей (и многих людей) образовалась полная каша: чему теперь верить, где правда, кто врёт? А главное, чему детей учить?
Мне уже не 21, а каша опять (всё еще?) в голове. Опять не знаю, как воспитывать патриотизм сегодня. Врать и вводить детей в заблуждение? Так я сама из поколения, которому врали и вводили в заблуждение. Некоторые из нас не оправились до сих пор. Научить детей отделять страну, родину от государства? Но именно оно диктует нам условия и тем самым гонит от родных берёзок.
Какой мысли отдать предпочтение: «Рыба ищет, где глубже. Каждый имеет право жить, как хочется и где хочется» или «Что ж вы бежите, как крысы с корабля? А кто страну будет поднимать?»
Знаю, что сама никуда не уеду. Но за страну обидно.
«Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев…» (Игорь Тальков)
Неужели придётся ждать сто веков?
Комментарии у меня пока не включены. Ваши отклики буду рада прочитать здесь: annalitts71@gmail.com