«Мой почерк не каллиграфичен,
За красотою не следя,
как будто бы от зуботычен,
Кренясь,
шатаются слова».
Е. Евтушенко
1 апреля 2017 года ушел из жизни Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер, человек-эпоха, «поэт-оратор, вернувший затрепанным словам трепет» - так говорил о нем А. Вознесенский. Его самобытные, выстраданные стихотворения где-то трагичны, где-то легки и воздушны, где-то противоречивы и, подобно картинам импрессионистов, зыбки и свежи. Сегодня говорим об удивительной судьбе и творческом пути Е. Евтушенко, великого поэта-шестидесятника, сумевшего своими стихами тронуть души уже не одного поколения читателей.
Родился Евтушенко 18 июля 1933 года на станции Зима (Иркутская область) в семье Александра Рудольфовича Гангнуса, геолога, и Зинаиды Ермолаевны – геолога, актрисы и заслуженного деятеля культуры РСФСР. Поэтом юный Евтушенко ощущал себя с самого детства – сказалось влияние отца, поэта-любителя, который всячески старался развить способности мальчика – к 6 годам он научил сына читать и писать, подолгу разговаривал с ним, совсем еще маленьким, о падении Вавилона, испанской инквизиции, великих исторических личностях, войнах, английских орденах… Не оставил Александр Рудольфович свое «воспитание словом» и после ухода из семьи – водил сына на творческие вечера, где они слушали стихотворения гениев-современников: Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Александра Твардовского и многих других. Мать будущего поэта никогда не препятствовала общению отца и сына; более того, с бывшим мужем мудрая женщина сохранила дружеские отношения, а в письма вписывала рифмованные строчки, автором которых был маленький Евгений. Она так же, как и отец, верила в талант сына и бережно сохраняла стихи, написанные юным поэтом. К большому сожалению, эти тетради, где, по примерным подсчетам, хранилось около десяти тысяч рифм, не сохранились. Способностям сына мать помогала развиваться и своим примером: она, как и отец Жени, собиралась стать геологом – доучилась до последнего курса соответствующего института, однако решила посвятить себя творчеству, заняв первое место в студенческом конкурсе самодеятельности; наверное, именно от нее Евгению передался неподдельный интерес к театру и кино. Человек открытый и общительный, Зинаида никогда не отказывала в гостеприимстве многочисленным друзьям, коллегам и приятелям самого Евтушенко: в их доме часто устраивались «элегантные» вечера, где присутствовали начинающие молодые поэты и деятели культуры, чьи имена спустя время стали знамениты – Роберт Рождественский, Владимир Винокуров, Юрий Васильев, Борис Моргунов…После переезда в Москву в 1944 г. юный Евгений Евтушенко во время учебы в школе занимался в поэтической студии, а затем – в литконсультации издательства «Молодая гвардия», где с ним в течение трех лет занимался поэт А. Досталь, отмечая удивительное литературное чутье, непревзойденную работоспособность и искреннюю увлеченность своим делом, которую замечал у молоденького Евтушенко. Печататься тот начал с шестнадцати лет, но началом «серьезной» литературной работы сам поэт считает стихотворения 1952 года, особо отмечая произведения «Вагон» и «Перед встречей». В 1951 году он поступает в Литературный институт имени Горького, куда его берут без аттестата зрелости, а вскоре – и в Союз писателей. Из института молодого дерзкого поэта исключили с формулировкой «за дисциплинарные взыскания» – еще одним «основанием» посчитали его отношение к нашумевшему роману В. Дудинцева «Не хлебом единым», который Евтушенко, не скрываясь, поддерживал.
Первая его книга, «Разведчики грядущего» (ее, кстати, сам Евтушенко оценивал как слабую и по-юношески не зрелую), вышла в 1952 году – а в последующие годы поэт выпускает еще несколько сборников, среди которых «Шоссе энтузиастов» (1956), «Третий снег» (1955), «Обещание» (1957), «Яблоко» (1960), «Стихи разных лет» (1959), «Взмах руки» (1962) «Нежность» (1962). Яркая, дурманящая, дерзкая поэзия Евгения Евтушенко волновала и вступала в резонанс с надеждами на светлое будущее, которыми тешило себя молодое поколение того времени. Его громогласный выход на литературную арену совпал с периодом хрущёвской оттепели, когда в общественных настроениях явно проглядывались оттенки начинавшейся либерализации. Критики часто обвиняли его в излишнем пафосе, мелькавшим в стихотворении, в чрезмерном «славославии» и самовлюбленности, с которой Евтушенко бережно снабжал свои произведения сносками и ссылками на собственную персону. Тем не менее, среди поэтов шестидесятников он по праву считался весьма значимой фигурой, и в таланте его также сомневаться не приходилось. На литературных вечерах, где собирались поэты того времени, он всего входил в число «спорных персон» - а его «товарищами по осуждению» были А. Вознесенский и Белла Ахмадулина. Последняя, кстати, стала первой женой поэта, а с Андреем Андреевичем у них складывались весьма неоднозначная связь – ходили слухи об их «неудобных отношениях», а сам Вознесенский вспоминал: «Был забавный случай, когда я написал о Жене статью, и он сказал, что это лучшее, что у меня было». Но, как бы то ни было, оба признавали несомненный талант друг друга. Как-то однажды о всей троице интересно выразился журналист «Новой газеты» Юрий Рост, забавно охарактеризовав этих гениев своей эпохи: «Они были просто поэтами, не больше. И Вознесенский, я пытался для себя определить, какие роли у них были. Скажем, один был поэт внутренних дел – это Евтушенко. То есть он был более социальным, и он чаще откликался на события, он участвовал, он полагал, что он может влиять. Белла была и остается, к счастью, действительно в отдельном, отведенном месте, слушает божественный диктат или диктант. А Андрей был министр иностранных дел. То есть он демонстрировал, писал стихи замечательные, но он демонстрировал такой поэтический экуменизм».
Говорить о жизни поэта со стороны, пересказывая факты и прослеживая хронологию событий – наверное, странно. Ведь весь Поэт, вся жизнь его и чувства – в написанных строчках. «Автобиография поэта — это его стихи. Все остальное — лишь примечания к автобиографии. Поэт только тогда является поэтом, когда он весь как на ладони перед читателем со всеми своими чувствами, мыслями, поступками» - так писал сам Евгений Евтушенко в своей «Преждевременной автобиографии», наполовину исповеди, наполовину размышлениях о жизни, поэзии и людях. Он ушел из жизни на 85 году жизни, успев сделать много и сказать много; читайте – он говорил это Вам.
Фото с сайтов bookscafe.net и evtushenko.net