По словам Башара Асада, «Хезболла» - основной элемент этой войны. Эта битва длительная, и потребность в этих вооруженных силах будет продолжаться в течение длительного времени».
Это уже третья победа шиитской ливанской организации после 2000 г., когда «Хезболла» вынудила Израиль прекратить оккупацию Ливана, и после победы над армией Израиля в Ливане в 2006 г.
Во всех трех случаях, «Хезболла» умело сочетала военные средства на уровне лучших мировых стандартов и влияние международных правозащитных и финансовых организаций.
Сила «Хезболлы» заключается в богатой ливанской диаспоре, разбросанной по миру, на которую «Хезболла» умеет надавить через ее законспирированных агентов в любой точке земного шара, и в привлекательности социальной политики «Хезболлы» в самом Ливане, что позволило организации стать ведущей политической силой в этой стране, потеснив местную олигархию.
После окончания гражданской войны в Ливане в 1990 г., в стране столкнулись две политики. Миллиардер Рафик Харири, тесно связанный с Саудовской Аравией, дважды занимавший пост премьер-министра, не обращал никакого внимания на тяжелое положение шиитов в трущобах в южном Бейруте и в поселках на южной границе Ливана.
«Хезболла», с другой стороны, строила школы и больницы для бедных. В итоге Рафик Харири был убит в 2005 г., при чем никто из ливанских официальных лиц не осмелился появиться на его похоронах, а «Хезболла» контролирует кабинет министров Ливана, являясь также ведущей военной силой.
Как считает востоковед Евгений Сатановский, «Хезболла» активно использует свои политические и социальные технологии для проникновения в Латинскую Америку, справедливо рассматривая этот регион в качестве «мягкого подбрюшья» главного противника.
«Хезболла» в сомбреро – пишет Сатановский – легко адаптировалась в Мексике, где ливанцы женятся на местных и принимают испанские имена. В стране большая и влиятельная ливанская община христиан-маронитов, но и шииты здесь за последние десятилетия усилили присутствие и влияние. Они составляют примерно половину от всей численности ливанской диаспоры в Мексике. «Хезболла» и иранцы основали несколько исламских центров в мексиканских городах Торреон, Чихуахуа и Монтеррей, молельни в приграничных с США районах и по ту сторону границы. По данным американских экспертов, эта сеть используется для координации трансграничной деятельности контрабандистов и боевиков. Американские служащие таможенных и пограничных органов США не в состоянии идентифицировать и отличить этнического ливанца от мексиканца, что облегчает приезжим инфильтрацию на американскую территорию. Хотя шиитская община в Мексике малочисленна, географическое положение этой страны и либеральный погранрежим делают ее одной из главных площадок для оседания оперативников «Хезболлы» и организации там «спящих ячеек».
ФБР уже проводило операции против «Хезболлы» в Техасе и Флориде, выдворяя с территории США этнических ливанцев, однако, ими дело вряд ли ограничивается. В состав организации входят аргентинцы, мексиканцы, венесуэльцы, испанцы, немцы, британцы, американцы – и это далеко не только сержанты, как показано в американском сериале «Родина».
Режим американских санкций против структур «Хезболлы» охватывает уже полмира – большую часть Латинской Америки, часть Африки, многие страны Ближнего Востока, но справиться с влиянием ливанской ветви мировой исламской революции до сих пор не удалось.
Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.