Найти тему
Музыка и Жизнь

Led Zeppelin II. Самый влиятельный альбом рока

Альбом Led Zeppelin II кажется продуманным и ровным, на самом деле он писался урывками во время многочисленных гастрольных турне группы весь 1969 год, в разных студиях по всему свету, в перерывах между выступлениями. Альбом был написан, что называется, на ногах. Материал сочинялся на ходу и в студии спонтанно доводился до ума прямо во время записи. А так ведь и не скажешь, прослушав альбом. Роберт Плант вспоминал позже: «На самом деле, всё это было сумасшествием. Мы сочиняли песни в номерах отелей, затем записывали ритм-секцию в Лондоне, добавляли вокал в Нью-Йорке, накладывали губную гармонику в Ванкувере, а затем возвращались, чтобы закончить микширование в Нью-Йорке»

Несмотря на неподготовленность, группа сделала гигантский шаг вперёд по сравнению с первым альбомом, который был целиком построен на блюзовом материале и если и был новаторским, то только в найденном плотном гитарном звуке, присущем в будущем хард-року. На этом втором альбоме впервые появились лирические темы, тексты стал писать Роберт Плант и у него это получалось неплохо.

На этом альбоме впервые в рок-музыке музыкальную основу многих композиций стали составлять мелодии, исполненные жёсткими гитарными риффами. До этого такой практики у рок-групп не было. Первая же композиция, всемирно известная Whole Lotta Love - забойная хрестоматия хард-рока, актуальная и по сей день. Такая вещь могла быть создана только в студии, поскольку в центральной части композиции звучат экспериментальные наложения множества разнородных звуков помимо обычных рок-инструментов. На счастье цеппелинов им повезло работать с музыкальным продюсером Крамером, который перед этим продюсировал произведения Джимми Хендрикса и сходу врубился в музыкальную концепцию группы.

Сложный гитарный рифф этой композиции - заслуга исключительно Джимми Пейджа, как и гениальное соло в центральной части после экспериментов с терменвоксом. Терменвокс - стонущий и воющий электромузыкальный инструмент, изобретённый советским физиком Львом Терменом в 1920 году в Петрограде. Он представляет из себя электромагнитный контур, меняющий ёмкость при поднесении к нему руки. При движениях руки вокруг контура возникают звуки разной частоты в зависимости от положения руки, при небольшом умении можно очень ловко манипулировать руками, исполняя музыкальные фразы, что и делал Джимми Пейдж при записи песни. Уж и не знаю, где они терменвокс откопали. На видео Джимми развлекается с терменвоксом на одном из концертов

Ещё одно выдающееся соло Пэйдж выдал на первой песне со второй стороны альбома - Heartbreaker. Сам Пэдж рассказывал: "Это соло просто случайно пришло мне в голову. Я всегда старался сделать что-то непохожее, или что-то такое, что никому больше не приходило в голову. Но интересно, что это гитарное соло было записано уже после того как песня была записана: мысль возникла позже. Вся эта секция была записана в другой студии и как бы вложена в середину. Можно заметить, что даже настрой гитары там другой… Соло не было написано по нотам: оно придумывалось на месте. Думаю, это была одна из первых вещей, которые я сыграл через Marshall… "

Ещё одна выдающаяся композиция с альбома - инструментальная рок-н-ролльная Moby Dick, где мощный гитарный рифф обрамляет соло Джона Бонэма на барабанах. Композиция стала неизменно появляться в концертном репертуаре команды - там ведь принято показывать сильные стороны каждого музыканта. С этой композиции появилась мода на подобные сочинения и у других групп с сильными ударниками. у той же Cream например с безумным Джинджером Бэйкером. Бонэм был гитарист новатор. Он впервые использовал сдвоенные бочки и выкладывал внутренности барабанов фольгой для усиления отражённого звука. В итоге весь барабанный бой Джона был страшно плотный и оглушительный, низкие частоты были недоступны человеческому уху, но влияли на осязание и на внутрненнее ухо. Эффект был потрясающий.

Моби Дик для меня вообще эталон хард-рока в той части, где звучит гитарный рифф с барабанами - именно так он и должен звучать

На альбоме появилось много лирических композиций, появление которых отчасти было навеяно литературными пристрастиями Роберта Планта, который принялся писать тексты, отчасти желанием группы уйти от рамок тяжёлого блюз-рока и расширить музыкальные рамки своей концепции. Ребята настолько быстро развивались, что решили это реализовать уже на втором альбоме, прежний костюмчик был им тесноват.

Подряд три композиции с первой стороны после ураганной Whole Lotta Love представляют собой те или иные трансформации блюзов с богатым ритмическим рисунком. «What Is and What Should Never Be» звучит довольно тяжело с патриархальным животным вокалом Планта и отчаянным соло Пэйджа. Следующая - «The Lemon Song» - тоже блюз со скачущим музыкальным рисунком, но менее тяжёлый. И, наконец, песня «Thank You» - прекрасный образец поп-музыки практически в эстрадном жанре, но исполненной чисто цеппелиновскими средствами и звуком с добавлением практически церковного органа от Джона Пол Джонса

Впервые в творчестве появились и элементы мистики в текстах в композиции Ramble On - результат увлечения Планта толкиеновскими фэнтези. На этой песне Пэйдж счёл нужным аккомпанировать на акустической гитаре.

Ну и замыкает альбом не менее забойная, чем первая песня, «Bring It On Home». Которая начинается, как классический акустический блюз среднего темпа и перерастает в дикий хард-роковый забой с ведущей гитарой Пэйджа, сольный рифф которого проходит через всю циклическую композицию. И в первой, и в последней композиции в соавторах стоит любимый блюзмен Роберта Планта Вилли Диксон. Это ещё старинный, довоенный автор блюзов и на самом деле в обеих композициях звучат маленькие фрагменты из творчества блюзмена - кусочек текста и кусочек музыки. Цеппелины легко на концертах вплетали куски знакомых им блюзовых мелодий в свои пространные импровизации. Вот как Плант это описывает: "Есть бутлеги, которые просто радостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», а мы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали. На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, известны ли остальным <музыкантам> аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаю вот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мы играли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждой из своих частей… Стоя сбоку за кулисами с сигаретой, я думал: бог мой, это же замечательно"

Влияние альбома на последующий хард-рок невозможно недооценить. Музыкальные критики называли Led Zeppelin II энциклопедией для хард-рок и хэви-метал-групп, которые были последователями заложенных в нём музыкальных идей. Композиции с блюзовой основой, такие как «Whole Lotta Love», «Heartbreaker», «The Lemon Song», «Moby Dick» и «Bring It On Home» отмечались экспертами как классика жанра, где не припев и не куплет, а гитарный рифф имеет основное место в песне, содержит обязательный запоминающийся ключевой фрагмент. Эти приёмы были нехарактерны и непривычны для популярной музыки того времени. Эдди Ван Хален, группа Аэросмит, Iron Maden, Guns'n'Roses - все эти совершенно разные исполнители признавались, что стали музыкантами только благодаря этому альбому. Да что там говорить - именно этот альбом повлиял на радикальную смену музыкальной концепции таких талантов, как Deep Purple - а это уже говорит обо всём.

-2