Сходили три дня назад с мужем на предпремьерный показ документального фильма «Генезис 2.0», по приглашению и сети кинотеатров Формула Кино. Фильм выйдет на большой экран 12-го июля и знаете, что я скажу сразу, во первых строках сваво письма? Товарищи, идти почти обязательно!
Я как-то все больше и больше склоняюсь к документальному жанру, там всякой фигни поменьше обычно, а хорошего и «на подумать» побольше. И медитативность, которая присуща документалистике, вот эта прямая, последовательная фиксация события – она завораживает. Да, там «просто жизнь», на Марс никто не летит и планету не спасает, но показывают какие-то совершенно удивительные и новые вещи из жизни, про которую ты даже не знаешь.
«Генезис 2.0» как раз из этой области. Фильм снимали два режиссера – швейцарец Кристиан Фрай и россиянин Максим Арбугаев.
Повествование тоже идет «с двух сторон», сначала, казалось бы никак не связанных между собой. Фрай снимает повседневность современной генетики – симпозиумы молодых ученых, студенческие проекты, как люди работают в красивых белоснежных лабораториях. И вдруг – Северный ледовитый океан, наши Новосибирские острова, на которые, оказывается, каждый год, на 5-6 месяцев (полгода!!!! ПОЛГОДА!!!!!) приплывают на лодках, преодолевая 350 км по воде (ОМГ, вот это вот вообще отдельная тема, когда там показали эту, с позволения сказать лодку, и пошел текст, что на ней надо пройти 350 км по Северному Ледовитому океану, я повернулась к Диме и в ужасе прошипела – что, на этом г…не??? 0_0 На что мне Дима авторитетно ответил, что они на таком г-не проходят по 50 км на охоте. Но это 50 км и по реке или по озеру, а здесь 350 по ОКЕАНУ!!!!!!!). Так вот, да, гхм, извините, был взволнован.
В общем, туда приплывают мужчины, живут там бригадами и разыскивают бивни мамонта. Потом везут на большую землю, продают и так выживают. Да, это Якутия детка. Прямо сейчас – в 2016 и 2017 году. И десятки лет до этого….. Насчет сотен не думаю. И вот эту часть как раз снимал Максим. Я очень рада, что он сам был на премьере, выступал перед фильмом и после фильма тоже было очень хорошее, интересное обсуждение. Максим сам родом из тех мест, вырос в Тикси, я нашла интервью, в котором Максим, в принципе все и рассказывает про себя http://seance.ru/blog/arbugaev-interview/ (там кстати перечислены несколько документальных фильмов, которые я теперь тоже очень хочу посмотреть)
До какого-то времени он не сталкивался с этой частью жизни своего народа, пока в 2012 году не попал первый раз на Новосибирские острова. И все – его жизнь изменилась радикально, он поступил во ВГИК, стал заниматься документалистикой, а потом на него вышел Кристиан Фрай и предложил совместную работу.
Как эти две почти непересекающиеся цивилизации связаны между собой? Очень просто. Ученый из Якутска, директор Музея мамонта Семен Григорьев одержим идеей возродить мамонтов. У него есть для этого, как кажется, почти все – огромное количество ископаемых останков, шерсть, и даже образцы крови, которые удается найти в вечной мерзлоте. И вот с этим вопросом он обращается в ведущие генетические лаборатории. Какие? Конечно южнокорейские и китайские. И вот здесь начинается самое «прекрасное».
Посмотрите официальный трейлер фильма, там совершенно непередаваемое выражение лица китайской дамы на слова европейского ученого, обеспокоенного тем, что китайцы взяли на себя роль Бога
Вообще, этическая сторона клонирования – наверное, самая важная в «научной» части фильма. Но я скажу честно – меня заворожила совершенно часть Максима. Это непрерывная медитация на природу, пейзажи островов. И самое главное – люди. Охотники, которые приезжают туда за бивнями, по совершенно разным причинам. Вот этот выхваченный из их жизней кусочек в 2 месяца – это и очень интересно, и страшно. Что дальше стало с этими людьми, как они живут после того, кино сняли и уехали? Это же их повседневность, это не роль актера. Я спросила у Максима после фильма, общается ли он с ними, как дела у… можно так сказать, главного героя фильма Спиры (Спиридона)? Потому что невозможно воспринимать их жизни, как документ…..
Фильм длинный, идет почти два часа. Я так понимаю, что это не вполне обычный формат для документального кино. Но там все так на месте, не выкинуть и минуты.
Очень рада, что посмотрели сам фильм и познакомились с Максимом.