Даже самый сильный враг рано или поздно бывает побежден. Для этого надо, чтоб у него появился достаточно равный ему соперник. Кесем-султан, безусловно, была могущественнейшей женщиной у власти Османов. Чем же ее превзошла молодая и неопытная рабыня Турхан?
Кесем правила при пяти султанах - это рекорд. Бабушке династии на момент стычки в Турхан было уже за 60, но за плечами был огромный опыт и на покой валиде не собиралась. Юной матери Мехмеда 4-го было не больше 20 лет, всего три года Турхан провела рядом со свекровью, когда та решила покончить с совместным правлением и возвести на трон другого шехзаде. Однако Турхан проявила одновременно множество качеств, которые позволили ей обойти непобедимую Кесем.
Умение заводить своих людей
Очевидно, что Турхан никогда бы не справилась в одиночку, но выставить против Кесем адекватный по силе лагерь противников надо было суметь. Прежде всего потому, что на стороне валиде были янычары (от которых Турхан впоследствии тоже хлебнула). А янычары - это почти всегда половина победы. Но Турхан привлекла на свою сторону главного евнуха, а это было немаловажно. Человек, который знает все ходы и выходы гарема, имеет механизмы влиять на его режим, свою сеть осведомителей, власть, может осуществлять контроль. Никакая валиде не в состоянии подавить эту тайную власть и такой враг может многое напортить.
Еще одним важным сторонником Турхан стала отважная калфа Мелеки, передавшая Турхан стратегическую весть о планирующемся покушении на сына. По всей видимости Турхан умела убеждать людей в своей правоте, раз они соглашались работать на нее невзирая на страх перед авторитетной властительницей Кесем.
Оперативность и решимость
Узнав о плане убийства, Турхан противопоставила валиде свою хитрость. Не говоря ни слова, разъяренная мать организовала нападение на свекровь с целью устранить ее с дороги окончательно. Убить - это так просто, но все же немногие решались на это, подчиняясь страху, собственной морали или осторожности.
Именно Кесем давно преодолела эти комплексы и с легкостью прощалась с лишними людьми - покушение на внука стало окончательным тому доказательством. Возможно, Турхан поняла, что терять нечего, а валиде не остановится ни перед чем. Поэтому план убийства, а не просто спасения Мехмеда, был единственно верным решением.
Устранение общего врага
Кесем многим уже надоела и не давала вздохнуть. Невозможно годами удерживать власть только на одном своем авторитете и желании ни с кем не делиться. А валиде была именно такой. Первое время это помогало ей решать государственные задачи, когда у трона началась неразбериха. Когда шехзаде перестали казнить, а дети султанской вдовы еще не повзрослели, ситуация требовала скорости - престол занял бы тот, кто оказался смелее.
Возможно, династии пришел бы конец еще тогда, но ведь не зря падишахи выбирали из такого огромного количества женщин - Кесем удержала трон. Но позже она стала переходить границы и распоряжалась властью, как своей привилегией, наплевав на каноны и обычные человеческие чувства. Даже палач отказался казнить беднягу Ибрагима, но мать не свернула с этого пути. Не будет преувеличением сказать, что это пахло тиранией, а диктаторов не любит почти никто.
Истребление лагеря врага
Став валиде, Турхан быстро убрала с глаз долой всех прихлебателей Кесем. Кого-то казнили, а прочих выслали в далекие провинции. Турхан посадила на важные должности верных ей людей, кроме того - эти люди были новой кровью в протухающем совете Дивана.
Государству нужны были новые чиновники, еще не привыкшие ко взяткам и теплым местечкам у кормушки. Они должны были доказывать валиде, что достойны занимать эти места. В подобной ситуации Турхан получала бразды управления в свои руки.
Разумное регентство
Турхан вернула женской власти статус именно женский, она не стала строить из себя мужчину в юбке и самую умную. Ей было достаточно роли валиде, которая и без того была вполне влиятельной. Ранее так поступали все успешные фаворитки, включая Хюррем и Нурбану-султан.
С момента появления Сафие женщины задвинули самих султанов на задний план (возможно, на тот момент это было справедливо, поскольку не все падишахи были достаточно одаренными для власти). Однако вскоре это стало заметно, все же ни одну фаворитку не готовили к власти - они получали хорошее, но скромное и узкоспециализированное образование. Никто из них не ходил в походы, не вел адекватных переговоров с послами, не разбирался в политических процессах. Короче, мужчины снова стали нужны.
У Турхан был один мужчина, который не вполне достиг мужского возраста. На сегодняшний день 6-летний ребенок на троне - это просто смешно. Но она поступила соответственно принятым нормам.
Мехмед считался падишахом, его слово было последним, его именем заверялись указы, его властью валиде влияла на неугодных и слабых пашей. Но Турхан никогда не ссылалась на свою личную власть, не превозносила себя в глазах свиты и подданных, не самоутверждалась. Это очень помогло малолетнему падишаху обучиться, но не вызвало у него ненависти к матери, как бывало у Кесем, которая пыталась манипулировать уже и взрослыми сыновьями. Этим Турхан заслужила всеобщее уважение, и если кто-то вызывал у валиде гнев, это означало, что он действительно проштрафился.
Умение отступить
Когда дело запахло янычарским бунтом, Турхан не стала переигрывать. Кое-как разобравшись с восстанием, Турхан передала бразды визирям и занялась более безопасными вопросами - достроила мечеть Сафие-султан, достроила крепости, которые вернули Османам морские пути для поставки товаров, занялась благотворительностью.
Эти вроде бы негосударственные дела на самом деле помогли решить кучу вопросов, до которых ни у кого не доходили руки. Во всяком случае, валиде вошла в историю как единственная женщина, построившая мечеть такого масштаба, а не как та, кто изо всех сил пытался раскидать мужиков у трона. Да и умерла она более спокойной смертью, ну будучи отравленной, задушенной или высланной с глаз подальше собственным шехзаде.