Кто из рожденных в 70-80-е не пел в юности хитов Виктора Цоя «Восьмиклассница», «Группа крови», «Когда твоя девушка больна», «Бездельник» или «Алюминиевые огурцы»? Таких людей просто нет. И сегодня растут новые меломаны, которым близки эти простые мелодии и искренние тексты. И как прекрасно, что опальный режиссер, невероятно талантливый и в театральной сфере, и в киноискусстве, блистательный Кирилл Серебренников, несмотря на все препоны, сумел смонтировать фильм «Лето». Картина, которой аплодировали в Каннах, вызвала в России волну критики.
Я не буду детально разбирать критические замечания. Я думаю, главная причина возмущения критиков в том, что создатели фильма подняли руку на «святое» и посмели потревожить некий романтический флёр вокруг легенд. Они посмели свергнуть с бронзовых пьедесталов и тех кумиров, кто уже ушел в мир иной, и тех, кто продолжает творить. БГ (музыку которого я обожаю больше 27 лет! Страшно представить!), безусловно, не хочется сдавать позиции «полубога», от которого «сияние исходит» – как говорит в «АССЕ» мальчик Бананан. А Серебренников посмел показать рокеров живыми, неидеальными – со всеми их слабостями и пороками. Вот новость-то! А то никто не знал раньше, какой разгульной и веселой была жизнь обитателей питерского рок-клуба. Да и свердловского, московского – всех клубов подряд.
«Жить быстро, умереть молодым – это старый клич, но я хочу быть живым!» - пел БГ, даже сегодня, в свои 60 с хвостиком собирающий огромные залы и в России, и в Европе с Америкой. Увы, этот принцип воплотил в реальность один из талантливейших героев 90-х Виктор Цой.
Итак, в чем прелесть фильма «Лето»? В его лирической атмосфере, хулиганском стёбе и авангардных видеоклипах. А еще – в гармоничном переходе от цвета к винтажному черно-белому изображению, как будто игровое кино сменяет документальная хроника. И не случайно роль кинооператора в картине сыграл документалист Евгений Григорьев, прогремевший с фильмом «Про рок». Отдельный респект великолепному оператору Владиславу Опельянцу, который работал не только в предыдущей картине Серебренникова «Ученик», но и с потрясающей Ренатой Литвиновой в артхаусном фильме «Богиня: как я полюбила».
Международный актерский ансамбль получился удивительно гармоничным. Что бы ни говорили критики об отсутствии внешнего сходства между Цоем и популярным корейским актером Тео Ю, этот парень очень харизматичен. И ему удалось достоверно передать сам бунтарский дух музыканта, который совмещал рисование, декоративное творчество и музыку, обо всем имел свое мнение и был очень цельной личностью.
Роман Билык в роли Майка Науменко выглядит тоже весьма убедительно. По словам многих очевидцев, лидер ленинградского рока и был таким наставником для начинающего музыканта. К его мнению Цой прислушивался, его советы воспринимал всерьез.
Был ли реальный роман между женой Науменко Наташей (ее великолепно сыграла Ирина Старшенаум) и Виктором Цоем? Мне как зрителю и меломану не хочется копаться в грязном белье. В фильме есть красивая платоническая история, этого достаточно. Интересны диалоги между супругами, когда верная жена спрашивает разрешения у мужа, чтобы поцеловать восходящую рок-звезду. А потом признается, что между ними ничего нет – только прогулки за ручку и несколько поцелуев. На что Майк отвечает, что это как раз самое опасное.
Интересно, как работали над сценарием фильма Михаил и Лили Идовы (сценаристы «Лондонграда» и «Оптимистов»): «Лили: Мы очень вдохновились мемуарами вдовы Майка Науменко Натальи, которые взяли за основу. Из-за этого повествование приобрело достаточно необычный ракурс для фильма, который якобы про Цоя.
Михаил: Мы разбились по темам, я писал сцены, имеющие отношение к музыке, к ленинградскому року. А Лили писала любовный треугольник… В 2016-м, под Новый год, чуть ли не 31 декабря, мы показали наш сценарий Стюарту. Они с Серебренниковым, вдохновленные успехом «Ученика», искали материал для нового фильма. И к нашему абсолютному восторгу, выбрали наш сценарий. Кирилл — сильнейший режиссер и театра, и кино, любит переделывать сценарии под себя. Дальше было еще несколько драфтов, в процессе которых он стал более «серебренниковским».
На мой взгляд, элементы стёба на грани буффонады у Серебренникова уходят корнями в «Ассу» и «Черную розу…» Сергея Соловьева. Потрясающе сняты моменты хулиганских клипов, когда хиты поют пассажиры троллейбуса или электрички! Как будто звучит голос народа – вразрез с курсом партии и «дорогого Леонида Ильича». И еще, отсылая нас к «Ассе» и снам мальчика Бананана, символично смотрятся комментарии от Скептика и таблички «Этого не было». То есть Серебренников все время смешивает вымысел и стилистику байопика (биографии известной личности).
Еще один яркий эпизод фильма – пьяная дама в красном, которую потрясающе сыграла звезда 80-90-х Елена Коренева. Lady in red – тоже своего рода бунтарка и андеграундная личность. Она и по сей день не утратила своего шарма и актерского дара.
Реквизит и костюмы в фильме подобраны очень достоверно. Но дело даже не в отдельных деталях, а в том, как они обыграны. Например, конверты с дисками рок-звезд 80-х на стенах, которые оживают в постановочных фото героев и потом превращаются в кадры клипов.
Еще два важных участника съемок "Лета" остались за кадром: разговоры главного героя озвучил Денис Клявер, а все песни Виктора Цоя для фильма спел якутский певец и блогер Пётр Погодаев, которого режиссер нашел благодаря роликам на YouTube.
Финальная сцена в фильме – отдельный шедевр. Это триумфальный концерт Цоя, когда он уже стал настоящей рок-звездой. Вместо драйвового хита в начале концерта он исполняет пронзительную лирику «Дерево», и мы видим, как растрогана Наталья Науменко. Когда я смотрела этот эпизод, то поняла, что именно такие лирические шедевры у Цоя мне нравились в юности и до сих пор нравятся больше всего… Как, впрочем, и у других наших героев рока…
Я знаю - моё дерево завтра может сломать школьник.
Я знаю - моё дерево скоро оставит меня.
Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним.
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир.
Мне кажется, что это мой сын.
Культуролог Александр Липницкий так говорит о творчестве фронтмена группы "Кино" и автора гимна «Мы ждем перемен»: «Цой был наименее социально активен. В своем «Черном альбоме» он совсем ушел в жемчужную раковину своей собственной жизни. Наверное, только так могли быть написаны песни, где он очень точно прозревает неприятное ему время, которое на тот момент еще не наступило, - 90- е годы».
«Я ждал это время, и вот это время пришло», - еще одна цитата из Цоя звучит как его напутствие молодежи, которая сегодня по-прежнему ищет в его песнях манифест свободы человеческого духа…
С любовью к рок-музыке и искренним музыкантам, Мария Дарская
Проект "Дороги романтиков": https://www.facebook.com/groups/1521205261503747/?ref=br_rs
PS Ваши лайки и подписка на канал улучшают вашу карму и поднимают настроение автору)