В мировой музыке есть десятки случаев, когда кавер-версия становится гораздо успешнее и известнее оригинала, сгинувшего на складах с пластинками многолетней давности. Трудно сказать в чём здесь дело. С трудом можно представить, что авторы первоисточника не понимали, что сделали прекрасную песню. Но то-ли руки не дошли, то-ли последователь нашёл другое прочтение, то-ли музыкальная мода, дама чрезвычайно ветреная, неожиданно повернулась к потенциальному хиту лицом. В эпоху постмодернизма такое случается и порицать это сложно, в конце концов песне даётся новая жизнь и она доходит-таки до слушателей, которые никогда доселе её не слышали. Что ни говори, а внутренний мир это обогащает.
Я уже писал про кавер-версии в статье: Когда кавер-версия известнее оригинала. Продолжим тему.
Возьмём ещё несколько примеров. Например, в 1960 году, в начале всяких рок-н-роллов гитарный дуэт The Everly Brothers написали песню Love Hurts - коротенькую любовную балладу, и исполнили её в сладеньком стиле, для девочек. Гармоники тем не менее использовали исключительно рок-н-ролльные
Впервые песня вышла на альбоме братьев в 1960 году и осталась вообще незамеченной публикой. Дуэт был американский, пел в стиле кантри и рокабилли, достаточно мягкую музыку - возможно их публика просто не поняла этой баллады. Однако музыканты понимали, что это потенциальный хит и некоторые из них пытались песню реабилитировать. Её перепел Рой Орбисон - но тоже без успеха.
А через 15 лет она вдруг вспомнилась шотландской хард-рок группе Nazareth и те её записали в своей обработке. Причём они этот кавер не хотели вставлять на свой звёздный альбом 1975 года Hair Of the Dog, потому что предпочитали свой материал и баллада не совсем ложилась в серьёзную и злую концепцию альбома. Однако продюсеры настаивали и группа пошла на компромисс. В США альбом вышел с этой песней, в Британии без неё. Фурор был неожиданным, внезапным и мировым. Песня взлетела в чартах по всему миру, её неоднократно брали для фильмов режиссёры ещё много лет спустя. Да и мы все её знаем в исполнении Назарет, её часто крутят по телеку
Можно взять для примера песню с почти такой же историей - Summer In the City. Эта композиция была написана и записана в 1966 году американской хиппи-командой с уклоном в фолк (обычное для хиппи дело) Lovin' Spoonful, Группа просуществовала всего два года, что тоже для хиппи нормально. Но песня успела побывать в хит-парадах. Поскольку тогда было дикое разнообразие хитов разных жанров, то песню благополучно забыли через неделю
Однако через тридцать лет её достал из уголков памяти, отряхнул с неё пыль и слегка обновил Джо Кокер. Интересно, что он практически не изменил музыкальную подачу, но замедлил темп раза в полтора, сделал инструментальные вставки в виде проигрышей и подработал паузы под свой алкоголический блюзовый вокал. Ещё он добавил элементы уже модного тогда регги в припев, чем обогатил аранжировку. Песню сразу вспомнили и она в хит-парадах продержалась куда дольше, чем оригинальная версия. Правда тут есть заслуга телевизора, поскольку Кокер снял прикольный видеоклип, который, конечно, непрерывно крутили на MTV - во времена Lovin' Spoonful такой поддержки и близко не было
В 1963 году один малоизвестный и погибший в 23 года (через год) от передозировки чернокожий певец ритм-энд-блюза Джеймс Рэй записал сингл "Got My Mind Set On You", который вообще остался незамеченным, как и сам исполнитель. Интересно, что одну из песенок Рэя молодой Битл Пол Маккартни однажды в 1962 году услышал в музыкальном магазине и битлы иногда исполняли её на концертах по клубам, это была песня в жанре ритм-энд-блюза, но стилизованная под вальс "If You Gotta Make a Fool of Somebody".
Но вернёмся к песне "Got My Mind Set On You" - вот её исполнение Джеймсом в джазовой оркестровке биг-бендом
И вот, спустя 25 лет бывший битл Джордж Харрисон непонятно из каких глубин памяти извлёк эту песню и записал её в роке, в присущем Харрисону стиле рок-боевичка
Песня в 1988 году стала сверх-популярна, она получила приз самой продаваемой песни в США в 1989 году - то есть держалась в чартах на первом месте дольше остальных. Понятно, что тут сошлось всё - и удачная аранжировка, и фигура самого Харрисона с не совсем привычным для него материалом, и забавный клип. Но факт остаётся фактом - песня была выдернута из небытия и радует наш слух до сих пор. Джеймс Рэй был бы доволен...