Старообрядцы — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Короче, власть держащие задумали привести церковь к определенным канонам, часть народа не согласилась и объявила «новую веру» чуть ли не дьявольской. За что была подвергнута преследованиям, гонениям и была вынуждена скрываться.
Одним из мест для таких скрываний стал Гуслицкий край на востоке Подмосковья. Свое название местность получила от древней волости Гуслица, существовавшей со времен Ивана Калиты. Прежде эти земли, глухие, с труднопроходимыми лесами и болотами, находились в дальнем юго-восточном углу Богородского уезда. Рядом был стык границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской.
Место было идеальным для укрывавшихся здесь разбойников. Тут были развиты разбой, конокрадство, так называемая збирка (сбор на погорелое), но особенно процветало фальшивомонетчество.
Возникают следующие вопросы: каким же образом старообрядцы, которые всегда считались в России эталоном порядочности, трезвости и других добродетелей, смогли освоить криминальные промыслы, как это случилось в Гуслицах? Как старообрядцы-гусляки в глазах жителей других регионов, в первую очередь соседних, превратились в людей «без совести и чести»?
Ответ здесь прежде всего следует искать в политике государства по отношению к староверчеству. Оказавшись по ту сторону закона, местные старообрядцы в таком удобном для криминала крае вблизи Москвы, не смогли не найти общий язык с теми, кто так же, как и они считался преступником. Следует также учесть и неблагоприятные климатические условий Гуслиц: болота, леса, песчаные неплодородные почвы. Вот и приходилось гуслякам выкручиваться. Получалось это у ним неплохо — гуслицкие деревни поражали своей зажиточностью, опрятностью и большими размерами. В крае было много фабрикантов, которые разбогатев, помогали выйти в люди и остальным. Поскольку среди гусляков было немало талантливых литейщиков, иконописцев, часто случалось, что деньги: монеты и купюры — делали те же люди, которые писали иконы и лили образки. При чем всплески активности фальшивомонетчиков приходились на периоды кризисов, когда ткацкая промышленность в крае, кормившая население гуслицних деревень, останавливалась и надо было как-то выживать.
Получается старообрядцы получаются вроде как честными и порядочными ребятами, которых вынудили забраться в глушь, выживать в силу обстоятельств преступными путями и при этом скрываться.
Старообрядцы есть и сейчас, их не так мало, как кажется — более миллиона человек. Как и прежде они не выпячивают свою веру, оставаясь ей верны, знают и почитают места, где когда-то жили их предки. Не стоит удивляться тому, что и сейчас многие старообрядческие места скрыты от людей лесами, а к месту поклонения ведет даже не грунтовая дорога, а тропинка.
28-го сентября 2003 года в день памяти Святого Мученика Никиты, в укромном месте, которое называют Обитель Мира, при большом стечении народа, была освящена часовня во имя Св. Никиты. Часовня относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.
Место для часовни было выбрано не случайно: в ныне глухом лесу когда-то был погост, состоящий из церкви с домами причита, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было весьма почитаемо.
Погост перестал существовать к началу 18 века, но осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19 века егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе, однако, старообрядцы утаили один из камней Челоховский (по названию ближайшей деревни — Челохово). Он стал местом поклонения многих поколений подмосковных староверов.
Находился тут когда-то еще целебный святой источник, но из-за начавшихся рядом фосфоритных разработок, он был уничтожен.
Однако, место остается посещаемым: кто-то приходит сюда по велению веры, кто-то из любопытства, а кто-то принося Челоховскому валуну монеты, просит о помощи.
«Когда идут в «Обитель мира», нет различия в вере. Это место почитается всеми, и каждый – старообрядец и церковный – идут сюда за советом и молитвой. «Обитель мира» всех примиряет, всех утешает».
Еще о старообрядцах: