Часть 3.
По сути, князь Мал был обречён, он не мог решить свои политические проблемы, не взяв в жёны княгиню Ольгу. Он хотел на ней жениться не потому, что княгиня ему сильно нравилась, не потому что был сильно влюблён ведь традиционно, и мы так привыкли думать, и так изображают летописи, что Ольга не только была мудрая, но и красивая.
По одному из источников, древнерусское имя у неё было помимо этого варяжского Хельга «Ольга», у неё было славянское имя Прекраса. То есть это скорей всего сказочное имя в 16 веке ей придуманное, но тем не менее выразительна память народа, что она была и хорошо собой - прекрасная собой.
И вот Ольга уничтожает древлян, мстит за своего князя Игоря, Ольга убивает Мала, а его детей берёт с собой. Его сын становиться знаменитый Добрыня, он становится воином, полководцем будет далее посадником в Новгороде ближайший сподвижник Владимира Красное Солнышко.
А дочь Мала Малуша или в скандинавском полном имени Малфрида, она берётся к себе в рабыни и делается её ключницей, то есть распорядительницей всего хозяйства. Вот это первый эпизод, связанный в русской летописи с княгиней Ольгой.
В огненной купели мщения рождается христианка. То есть по существу борьба с этими древлянскими суверенитетами, авторитетами это борьба за будущую православную Русь. И покончив с этой борьбой внутренней, укрепив своё положение, она и отправляется за крещением в Констатинополь. Ольга понимает, что пришло время крестить русскую землю.
Она понимает, что великой державой Русь может стать только в лоне православной церкви.
И так 946 год или по другой дате 957 год Ольга прибывает с флотом для крещения в Царь град. На этом эпизоде стоит остановиться подробнее.
Но то ли в 946 буквально через год после гибели Игоря и после отмщения древлянам, а другая дата 957 год, почему так?
Есть точные данные о приёмах Ольги в Констатинополе в императорском дворце два раза. Дважды император и императрица принимали Ольгу у себя в Царь- градском дворце. Первый раз 9 сентября не знаем, какого года, а второй раз 18 октября не знаем тоже какого года, но говориться, что первый раз это было воскресенье, другой раз была среда. Как вы понимаете, если обратится к календарю, и посмотреть когда 9 сентября выпадает на воскресение, а 18 октября на среду получаем две даты с разницей в 11 лет.
Допустим, что это был 957т год, Ольгу торжественно принимают в Царь-граде. Вообще это единственный случай чтобы в Царь-граде в столице Византийской империи, принимали главу да ещё и женщину, да ещё приехавшую с целью принять крещение в Константинополе.
То есть по существу это паломничество княгини Ольги по святым местам Царь-града, и желание принять крещение в столице византийской империи, и ведёт переговоры на высшем уровне.
О чём переговоры? Переговоры на самые разные темы; прежде всего это подтверждение договора 944 года, погиб Игорь надо подтвердить главные пункты договора 944 года.
Второе раз Ольга принимает крещение, о создании, иерархии русской церкви.
Третье Ольга конечно была женщина амбициозная, волевая и дальновидная, она считала, что необходимо скрепить союзные отношения с Византией ещё и на уровне брака. Она пытается сватать своему сыну Святославу византийскую принцессу.
Вот помимо других пунктов, о которых не будем сейчас говорить вот эти три, главные пункта и Ольга не преуспела в них, скажем так. Она сама действительно приняла крещение. Почему между двумя этими датами 9 сентября и 18 октября ровно 40 дней, это 40 дней православной катехитизации подготовки к крещению.
Вот 40 дней водили Ольгу по всем святиням Царь-град, по всем храмам и монастырям Констатинополя и на конец она приняла крещение то Констатинопольского патриарха и более того её восприемником от купели официальным был византийский император.
Поэтому как сказано в летописи назвал её император: «Дщерью собе», то есть она духовной дочерью его стала. Для очень сложной Византийской ранговой иерархии это достаточно интересно, может не формальная черта, но тем не менее очень важно было добиться и этого Ольга добилась.
Но она не добилась ни решения по создании церкви на Руси, она конечно не добилась решения о женитьбе Святослава, потому что собеседником её был знаменитый Константин Богренародный. Это от него мы узнаём из его книги, о церемониях Византийского двора узнаём, вот эти точные даты приёмов Ольги.
И Константин Богренародный был известным русофобом. Он вообще был против, чтобы за варварских или принципских вождей отдавать богренанордных принцесс Византийского царствующего дома. И конечно этого ничего не было.
И Ольга уехала из Констатинополя совершенно разочарованная у нас есть точное об этом свидетельство. Когда после её возвращения в Киев Константин Богренародный посылает к ней послов и говорит: «Вот мы договаривались, пришли мне войска в помощь». А Ольга ему отвечает через послов: «Вот пусть ваш император придёт ко мне и постоит у меня в Почаине» это одна из стариц притока Днепра под Киевом « Пусть постоит, вот тогда дам ем воив в помощь».
То есть явно демонстрирует недовольство совершившимися переговорами. И на оборот в поисках иерархии для Руси будущей церкви она обращает свой взор на запад. Она обращается к Ааттону, к королю саксов священной Римской империи, Аттону 1.
И просит у него чтобы он прислал в Киев епископа. Аттон посылает в Киев епископа, но делает это с немецкой основательностью очень постепенно, сначала выбрали одного епископа, он не доехал до Киева умер.
Выбрали второго послали в Киев и пока немецкий епископ приезжает, в Киеве обстановка совершенно изменилась, вырос Святослав. Святослав в отличии от матери христианки Ольги воинствующий язычник и соотвественно на все уговоры Ольги Святослав не соглашался принять крещение и говорил: «Надо мной смеяться будет моя дружина».
Святослав вообще вошёл в историю, как князь воин он постоянно в походах, он постоянно на лошади в седле, он постоянно воюет с кем то, он даже в Киеве не бывает.
У него другая идея победить Византию отвоевать у неё Балканский полуостров и столицу перенести в Болгарию. То есть сделать русско-славянскую империю со столицей в Болгарии.
Ольга против этого, она говорит: «Ты сначала похорони меня, потом пойдёшь в сою Болгарию». И действительно 11 июля 969 года Ольги не стало. Святослав оплакал свою мать, разрешил похоронить её по христианскому обряду. Ей когда то гордой « Архонтессе русой» как её называли в Констатинополе, которая принимала крещение в самой столице православия и её пришлось похороненной почти тайком по христианскому обряду, но так изменилась ситуация.
А Святослав отправился в очередной свой поход, из которого уже не вернулся. Но перед тем как отправиться в поход, Святослав успел сделать назначение своих сыновей: одного назначил в Киев как бы себе приемником. А второго посадил в столице древлян Олега, а младшего Владимира посадил в Новгороде.