Найти тему
Шакко: об искусстве

Верещагин и мёртвые головы

И это не только про "Апофеоз войны"... Если вглядеться внимательней, оказывается, что это сквозная тема его творчества.

Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром....)

Раскрашенная фотография Верещагина
Раскрашенная фотография Верещагина

И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.

Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871

Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

-3

Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе. Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.

Разглядывать ее вблизи страшно.

-4

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872

Еще одно из "Туркестанской серии" художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.

-5

Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну "газават", после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.

-6

Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.

-7

ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868

Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.

-8

ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872

Головы наших солдат насажены на пики.

-9

После "Туркестанской серии" Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.

ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877

Это полотно из Балканской серии написано по впечатлениям от Русско-турецкой войны, которую Верещагин наблюдал, будучи при Скобелеве. На этой войне один брат художника погиб, а другой был ранен.

-10

Это поле боя под Телишем, покрытое телами убитых русских егерей, художник тоже видел собственными глазами.

-11

По его словам, он написал это полотно "в сильно смягченных красках", но его все равно за него сильно оскорбляли, мол, это "шарлатанство, самооплевание и историческая неправда". Да, он покривил душой - священник на самом деле был в красном с золотом облачении (обоз с черной ризой отстал), но такое яркое пятно в этой картине было ни к чему.

-12

Погиб Верещагин на Русско-Японской войне.

***

Покупайте мою книгу "Омерзительное искусство". Там все такое же... гм... доброе. И красивое! на ОЗОНЕ.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.