Текст: Игорь Банников
Сегодня трудно кого-либо удивить качественным телесериалом, снятым лучше полнометражных фильмов. Но телевизионных проектов, которые бы на протяжении десятка эпизодов смотрелись как абсолютно цельная полнометражка, не так уж много. Как правило, большинство из них все равно злоупотребляет филлерами, посредственной актерской игрой, кондовым монтажом с операторской работой и в целом сохраняет типичную подачу многосерийных шоу.
В качестве исключений могу назвать, например, «Траст», «Прослушку», «Однажды ночью», «Наемника Куорри» и «Острые предметы» – о последнем я сейчас и расскажу подробнее. Это мини-сериал с пятикратной номинанткой на «Оскар» Эми Адамс в главной роли, основанный на дебютном романе Гиллиан Флинн, автора бестселлера «Исчезнувшая», по которому был снят одноименный триллер Дэвида Финчера. Этот психологический, с вашего позволения, южно-готический нуар полностью поставлен рукой одного режиссера – Жана-Марка Валле, что отдельно прекрасно, т.к. это отлично помогает сохранить общий стиль и атмосферу, в отличие от проектов, где за каждый эпизод отвечают разные постановщики. К тому же, у Валле предостаточно опыта работы с серьезными драмами, многие из которых, как и «Острые предметы», завязаны на семейных проблемах и вопросах самоидентификации: «Далласский клуб покупателей», «Дикая», «Разрушение» и др. То есть, перед нами не какой-то проходной серик и даже не амбициозный проект продюсеров из телевизора, а серьёзная постановка от действительно крутых ребят из большого кино.
Главная героиня – криминальный журналист Камилла Прикер, страдающая от алкозависимости, депрессии, физического самобичевания и много чего ещё. Она возвращается в родное захолустье под названием Уинд Гэп, штат Миссури, чтобы написать материал об убийстве двух девочек, которое оказывается началом целой серии зверских расправ. Но на деле ей придется столкнуться с кое-чем пострашнее – со своим прошлым и стервой-матерью, закатывающей истерики при каждой встрече. О неком страшном событии из детства, которое Камилла обильно запивает водкой из маленьких бутылочек, напоминают регулярные и крайне жуткие мини-флэшбеки, и это едва ли не самый сильный приём, что я видел в кинематографе – воспоминания из детства настигают ее безмолвными вспышками, как реакции на различные события в течение дня… все прямо как в реальной жизни. Особенно изящно и пугающе смотрятся некоторые переходы между временными отрезками, когда героиня Адамс прямо на экране пересекается со своей юной версией – это надо видеть.
Главным маркером общего настроения и душевного состояния персонажей здесь служит музыка – она постоянно играет в наушниках Камиллы, барах или домашнем проигрывателе, и подается весьма находчиво: хорошо знакомые треки Led Zeppelin, The Animals или Мишеля Леграна звучат слегка приглушенно и замедленно, эхом долетая до наших ушей, что создает во время просмотра атмосферу некой отстраненности и вневременья. Тревоги нагоняет и место действия – хмурый городишко, типичный образчик южной готики, напоминающий Твин Пикс, скрещенный с Сайлент Хиллом и захолустьем из любого романа Стивена Кинга. Здесь явно творится что-то не то, у жителей есть свои нелицеприятные секреты, а все заезжие становятся невольными заложниками местных тайн.
По всем внешним признакам «Острые предметы» – это уже далеко не телесериал в привычном понимании, а скорее просто очень длинный фильм, и так далеко в телевизоре на территорию полнометражных картин не заходил еще никто.