Впервые реклама различных способов экономии топлива появилась в американской и европейской прессе еще в самом начале XX века – всего несколько лет спустя после изобретения автомобиля и начала серийного производства легковых и грузовых авто. С тех пор прошло больше 100 лет, но тактика разномастных жуликов и нечестных дельцов, рекламирующих «уникальные, не имеющие аналогов» приборы и устройства для экономии бензина, осталась прежней. Они используют громкие слова о «революционных разработках», ссылаются на «научные труды» псевдоисследователей, потрясают результатами «объективных испытаний» и цитируют отзывы «довольных покупателей».
На самом деле за громкими заявлениями и массированными рекламными кампаниями обычно скрывается банальное надувательство. Пользуясь неосведомленностью потенциальных покупателей, производители разнообразных «чудо-приборов» продвигают «изобретения», имеющие мало общего с наукой и техникой. Пользуясь лазейками в системе патентования и сертификации, они даже получают официальные документы, на которые можно ссылаться в рекламе.
Поэтому на страницах газет и в Интернете можно найти множество объявлений о продаже «сертифицированных» и «запатентованных» приборов, которые якобы уменьшают расход топлива на десятки процентов. Они обычно рекламируются как недорогие и несложные устройства, которые можно установить за пять минут или просто вставить в прикуриватель в салоне авто. Что же это за магические устройства, и как они могут повлиять на расход топлива?
Магнитные «приборы» для экономии горючего
В России активно рекламируются «устройства» для экономии топлива, принцип действия которых якобы основан на использовании электромагнитного поля для «рассеивания» и «упорядочивания» молекулярной структуры топлива. Согласно рекламе, в них используются мощные редкоземельные постоянные магниты с высокими значениями остаточной магнитной индукции и коэрцитивной силы. По заявлениям продавцов, после прохождения через магнитное поле, которое создает «активатор», молекулы топлива выстраиваются в стройном порядке и перестают хаотично двигаться. По задумке создателей «чудо-магнита», подобная обработка бензина или дизтоплива с помощью магнитного поля заставляет топливо сгорать в цилиндрах без остатка.
Владельцев автомобилей подкупают:
- доступная цена устройства – комплект магнитов в красивой коробочке стоит всего несколько сотен рублей;
- простой монтаж – согласно инструкции по установке, достаточно прикрепить магнит таким образом, чтобы он охватывал топливные магистрали, чтобы ощутить эффект;
- большая экономия – реклама утверждает, что мощные магниты уменьшают потребление топлива на десятки процентов.
Сколько в подобной рекламе правды? Честно говоря, мало. Подобные «устройства» на самом деле недорогие и очень просто устанавливаются, но вот эффекта от них – ноль. Пока ни одно объективное научное исследование не подтвердило, что магнитное поле может оказать положительное влияние на структуру углеводородного топлива. Организация ADAC («Всеобщий немецкий автомобильный клуб») даже провела испытания подобного «устройства», по результатам которых вынесла неутешительный вердикт: экономии топлива не наблюдается.
Конечно, для ученых подобный результат не стал неожиданностью. Ведь науке известно, что магнитное поле в принципе не способно изменить состав горючего и увеличить его удельную теплоту сгорания. Но ежегодно тысячи водителей, падких на рекламу, покупают и ставят магниты, чтобы, как и десятки тысяч их предшественников, на собственном опыте убедиться в отсутствии какого-либо эффекта от магнитов.
Электрические и электронные «устройства» для экономии топлива
Кроме магнитов, в Интернете активно рекламируются разнообразные «улучшайзеры», которые маскируются под электрические приборы или электронику. Типичный экземпляр из огромного перечня подобных «изобретений» представляет собой небольшое устройство, которое можно просто вставить в прикуриватель, чтобы, если верить рекламе, мгновенно ощутить:
- экономию топлива до 20–30%;
- увеличение мощности двигателя на 5–10 лошадиных сил;
- уменьшение токсичности выхлопных газов.
Внутри такого прибора обычно находятся обычный электролитический конденсатор небольшой емкости, резистор для ограничения тока и яркий светодиод, который горит, когда устройство вставлено в прикуриватель. Если верить рекламе, конденсатор заряжается от бортовой сети и, когда нужно, отдает накопленный заряд. По заверениям продавцов, подобный принцип действия должен радикально уменьшить расход топлива за счет уменьшения нагрузки на двигатель и генератор.
После краткого знакомства с описанием прибора те, кто изучал теоретические основы электротехники, просто скептически улыбнутся. Для остальных объясним: в цепях постоянного тока (коей и является электрическая сеть обычного автомобиля) конденсатору делать нечего, не говоря уже о его ничтожной емкости по сравнению со штатной аккумуляторной батареей авто. Да и результаты испытаний показывают, что конденсатор в прикуривателе ни коим образом не способен повлиять на топливную экономичность автомобиля. Настоящий эффект от их применения ощущают только производители и продавцы подобных «изобретений», которым доверчивые автовладельцы из года в год приносят стабильную прибыль.
Реальные способы улучшения топливной экономичности автомобилей
Какие же есть реальные способы экономии топлива? Этими вопросами давно уже занимаются лучшие инженеры и химики. По состоянию на начало XXI века, реальными способами добиться уменьшения расхода горючего считаются:
- оптимизация процессов сгорания – с помощью вычислительной техники производители ДВС стремятся оптимизировать процессы наполнения цилиндров и сжигания топлива, чтобы добиться максимально полного сгорания топливовоздушной смеси. Улучшение топливной экономичности достигается за счет кропотливого подбора формы и размеров камеры сгорания, оптимизации потоков на впуске и выпуске и многих других аспектов работы двигателя, не заметных со стороны;
- настройка систем впрыска – производители совершенствуют алгоритмы работы ЭБУ и разрабатывают более точные датчики и «умные» системы, которые умеют точно подбирать фазы газораспределения и моменты поджигания смеси в цилиндрах в соответствии с нагрузками и режимом работы ДВС;
- улучшение топлива – нефтеперерабатывающие компании ведут сложные и дорогие исследования в области повышения теплотворной способности топлива. Их задача – добиться качественной очистки углеводородной фракции от примесей и разработать более эффективные присадки к горючему, чтобы обеспечить максимально полное сгорание топлива с выделением максимально возможного количества теплоты.
Кроме научных методов улучшения топливной экономичности, есть и такие, которые доступны каждому водителю. Это – стиль вождения. Плавные разгоны и торможения, точный выбор передачи и вождение без резких и ненужных маневров дают до 10–20% экономии по сравнению с агрессивным стилем езды. А планирование маршрута с учетом пробок уж точно сэкономит больше денег, чем бесполезные «приборы» и шарлатанские «устройства», описанные в этой статье.