Найти тему
Extradrive

В каких случаях выгодно ставить ГБО?

Оглавление

Очередное повышение цен на бензин в России вызвало всплеск интереса к альтернативным видам топлива. Пока сторонники электромобилей доказывают перспективность транспортных средств, заряжающихся от розетки, владельцы обычных авто рассматривают возможность установки газобалонного оборудования и ищут информацию о плюсах и минусах ГБО.

Целесообразность установки ГБО и экономический эффект от переоборудования автомобилей на газ давно уже доказаны на практике. Машины такси, курьерских служб и многочисленные развозные «Газели», обслуживающие торговые точки в любом крупном городе, давно уже переоборудованы для работы на метане или пропан-бутановой смеси. Но насколько эффективной и выгодной может быть установка ГБО для обычного автовладельца, и есть ли в переоборудовании подводные камни? Попробуем разобраться.

Виды газа для автомобильных двигателей

В России на автомобили устанавливают оборудование, которое работает на метане или пропан-бутановой газовой смеси. Эти газы отличаются по цене, химическому составу, теплотворной способности, особенностям хранения, использования и множеству других признаков.

  • Метан (СПГ) – это сжатый природный газ. У него такой же химический состав, как у обычного бытового газа, который сжигается на кухнях в квартирах и газифицированных частных домах. Метан хранится в специальных баллонах под давлением порядка 220–220 атмосфер. Он становится жидкостью только при температуре ниже -160ºС, поэтому сжижение метана как автомобильного топлива не практикуется.
  • Пропан (СНГ) – это сжиженный нефтяной газ. Его получают в процессе переработки нефти. На самом деле он является смесью пропана, бутана и этана. Эта смесь хорошо сжижается и отлично хранится в сжиженном состоянии, поэтому СНГ можно хранить в небольших баллонах с давлением не больше 15–16 атмосфер.

У каждого из этих видов топлива есть свои особенности, преимущества и недостатки, которые стоит рассмотреть отдельно.

Переоборудование двигателя для работы на метане

-2

Чтобы обеспечить достаточно большой запас хода, на автомобиль необходимо установить один или несколько толстостенных баллонов, которые могут выдержать давление более 200 атмосфер. Каждый из таких баллонов весит не меньше 60–65 кг. В стандартный баллон для газа входит от 11 до 15 м³ метана.

При переоборудовании авто для работы на сжатом газе следует помнить, что теплотворная способность метана ниже, чем у бензина. Поэтому мощность двигателя, работающего на метане, падает на 15–20%.

Из-за большого веса и размера метановых баллонов, падения мощности двигателя и небольшого количества газонаполнительных компрессорных станций, на которых можно пополнить запас газообразного топлива, переоборудование легковых автомобилей для работы на метане – это не самый популярный способ уменьшения эксплуатационных расходов. Установка метанового ГБО выгодна только для владельцев коммерческих автомобилей с большим суточным пробегом.

Переоборудование двигателя для работы на пропане

Пропан-бутан-этановая смесь, которую для удобства называют просто пропаном, или СНГ, более удобная в хранении и эксплуатации. Она хорошо сжижается. Поэтому даже в небольшой тонкостенный тороидальный баллон, который можно установить в багажнике вместо запаски, влезает до 45–50 литров газа – практически столько же, сколько бензина входит в топливный бак обычного легкового авто.

Пропановое ГБО дешевле, чем метановое, и проще устанавливается. Заправиться пропаном можно практически на любой АЗС. Поэтому желающие переоборудовать легковой автомобиль для работы на газовом топливе в подавляющем большинстве случае выбирают именно пропан, тем более, что производители оборудования выпускают несколько вариантов ГБО для бензиновых двигателей различной конструкции:

  • ГБО первого, второго и третьего поколений устанавливается на автомобили с карбюраторными и моноинжекторными двигателями. Их не рекомендуется ставить на современные авто, потому что работа газовых форсунок в ГБО предыдущих поколений не согласовывается с алгоритмами работы электронного блока управления двигателем;
  • ГБО четвертого поколения дозированно впрыскивает газ в цилиндры с помощью электромагнитных форсунок. Управление всеми параметрами работы ГБО осуществляется с помощью штатного ЭБУ автомобиля;
  • ГБО пятого поколения впрыскивает в цилиндры топливо не в газообразном, а жидком агрегатном состоянии. Это усложняет конструкцию системы топливоподачи, но обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики авто.

В общем случае расход пропана на 15–20% больше, чем при эксплуатации автомобиля на бензине. При этом в баке всегда должен быть запас бензина, потому что запуск и прогрев двигателя на газе категорически не рекомендуются, а иногда и вовсе невозможны.

Когда же стоит ставить ГБО?

Принимая решение, ставить ГБО на автомобиль или нет, необходимо учитывать множество факторов: от стоимости оборудования до среднегодового пробега и стиля вождения.

  • Установка ГБО требует капитальных вложений в переоборудование автомобиля. При этом нет совершенно никаких гарантий, что цены на метан и пропан не вырастут вслед за стоимостью бензина.
  • Комплект газобалонного оборудования достаточно много весит и занимает место в багажнике. Если у вас небольшой седан или хэтчбек B-класса, вы не сможете не заметить прибавку веса и уменьшение полезного объема в багажном отделении.
  • Теплотворная способность метана и пропана ниже, чем у бензина. Падение мощности ДВС на переоборудованных авто достигает 15–20%. На автомобилях с небольшими двигателями объемом до 1,3–1,4 литра ощущается резкое ухудшение динамики.

Практика показывает, что в среднем установка ГБО целесообразна только в том случае, если ежегодный пробег автомобиля достигает 20–30 тысяч километров. В противном случае расходы на оборудование и его монтаж могут не окупиться.