Кущевка взорвалась. А вместе с ней взорвалась репутация губернатора Кондратьева.
Но обо всем по порядку.
Вернемся на три с половиной года назад. Тогда волею Президента Кондратьев был назначен правителем Кубани, вкушал надежды и подкармливал ожидания. Тогда у него было два пути. Первый - оседлать вертикаль, стать Ткачевым 2.0. Автор этих строк с газетных страниц не раз предупреждал его о пагубности этого пути. Вертикаль полностью исчерпала свои возможности. Надвигающийся кризис сулил не пироги и пышки, а синяки и шишки.
Опять же, и фактурно новый губернатор сильно отличался от Ткачева, не имел его бизнес и управленческих навыков, об авторитете и говорить не приходится. Поэтому ничего хорошего на этом проторенном пути его не ждало.
Стоило бы предстать толковым управленцем, который активно делегирует полномочия на места, взаимодействует с гражданским обществом, уважает общественное мнение. Увы, под очень нечутким руководством московских пиарщиков, которым что Кубань, что Колыма, Кондратьев с головой нырнул в разъезженную колею. Решил предстать демиургом.
Он лихо снимал глав городов и районов, раздавал налево и направо обещания, вникал в самые мелкие хуторские проблемы, приглашал дорогих игроков в футбольную команду. Всячески демонстрировал, что любые проблемы ему по плечу и что он их решит.
Начинающий политик и не подозревал, что берет себя в заложники, что за все обещания с него спросится, а столичные пиарщики забудут о нем, даже не доехав до границы с Ростовской областью.
И процесс пошел. Загубили футбольную «Кубань». Несмотря на рост бюджетных поступлений, полностью «поплыла» социальная сфера. Практически ни одна проблема, начиная с пробок на дорогах и кончая любимым Буцефалом губернатора - градостроительством, не была решена. Невыполнение конкретных обещаний полностью дискредитировало некогда нимбоносный образ всемогущего руководителя.
Наиболее рельефно это проявилось в Кущёвке, где три года назад Кондратьев колотил понты, рождая у потерявшего веру населения, ощущение Чуда! Кондратьева выбрали, чудеса начали происходить, но совсем противоположные тем, что он обещал. Ветшала инфраструктура и социальная сфера. За вонючую и непригодную для питья воду станичники стали платить дороже, чем жители столичных городов за идеальную влагу. Передел земель приобрел характер более свирепый, чем при цапках. При этом своих зарплат лишились рядовые труженики, чего раньше не наблюдалось.
Весь криминал, приносящий доход, организовывается правоохранительными органами района. Начиная с производства фальсифицированного алкоголя, поборов с каждой тонны зерна и перегонки сельхозтехники за мзду с поля на поле, кончая организацией многомиллионных хищений налогов из госказны и с природных ресурсов (об этом вы можете прочитать серию моих статей на сайте газеты «Версия»).
К этому можно добавить несколько пикантных штрихов, проявившихся совсем недавно. На посту ДПС «Кущевский» конвейерным методом фабриковались дела с подбрасыванием наркотиков. Рядовые сотрудники наладили еще также торговлю левым алкоголем в придачу к проституткам для дальнобойщиков.
Полицейский бизнес общеизвестен - поборы взымались со всех без исключения. Понятно, что получить работу в самой успешной бизнес-структуре – полиции, тоже стоит денег. В этом публично обвинила начальника полиции Коноваленко гражданка Богачева, которую 9 месяцев промурыжили в ожидании весомых аргументов её профпригодности.
И Кущёвка начала закипать.
В уборку на сельхоз. полях началось настоящая битва между двумя бизнес-структурами и двумя подразделениями полиции - из Ростова и Кущёвки (подробнее в статье «Комбайновое сражение под Кущёвской»).
А тут ещё стали возмущаться жители села Раздольное – им из-за оборудования платного участка трассы «Дон» приходится теперь делать двадцатикилометровый крюк, чтобы выехать на обычную трассу.
Решили объединиться. Пайщики, на чьих участках развернулось комбайновое сражение, и раздольненцы перекрыли федеральную трассу. И это перед самым финалом чемпионата мира по футболу!
Губернатор Кондратьев в сопровождении почти всех своих замов не мог не явиться пред замутненные отчаянием очи кущёвцев. Прямо на разделительных блоках платной трассы он поклялся, что блоки эти будут немедленно снесены, а для изучения других проблем всех по доброй традиции пригласил в дом культуры. Собрались пред его очи более 500 человек актива района.
К большому удивлению краевого начальства проблемы оказались теми же, что и три года назад. И прибавились новые. То, что глава края о старых кущёвских проблемах начисто забыл, совсем не удивительно – так бывает, когда только колотишь понты, раздавая обещания в полусотне районов и городов подведомственной территории, вместо того, чтобы спрашивать с местных глав.
Стали вспоминать.
К примеру, о том, что кущёвцы страдают из-за неимоверной вони из-за предприятия по выделке кож. В прошлый визит Кондратьев властно заявил, что если за полгода проблема не решится, то предприятие будет закрыто. Но никто и не поторопился выполнять его поручение.
Обещано было отремонтировать детское отделение больницы. Вице-губернатор Минькова заявила, что готова решить эту проблему, но точно также она готова была решать ее три года назад. То есть, как юный пионер, она всегда готова. Но проблемы остаются.
Напоминания сыпались градом. Трёхлетний срок ожидания обещанного уже истек. Губернатор поначалу подался в отказ: мол, ничего не знаю, не помню, не обещал. Но когда его приперли к стенке, начал переводить стрелки на подчиненных. Пристыдил при всех начальника управления контроля, демонстрируя тем самым свою полную управленческую беспомощность. Вице-губернаторы только усугубили это впечатление. В первый визит сельхозначальство заявило, что в районе свыше двух тысяч гектаров неучтенной земли.
-Так почему я не могу получить легально 100 гектаров земли для заготовки кормов! – возмутилась женщина-фермер.
А когда за неучтенной землей выстроилась целая очередь, но в районной администрации людям стали отвечать, что неучтенной земли нет. Как так - губернатор опять соврал?!!
Именно поэтому от второй встречи с главой края местные ничего не ждали. Иллюзий на его счет больше не осталось.
В ходе встречи с активом из зала то и дело громко звучало: «Позорище!». Три года назад Кондратьев явился сюда демиургом, а со второй встречи уезжал дебиургом.
Нет сомнения, что и в других районах и городах крушение его авторитета идет по тому же сценарию, но может быть не так обвально…
Одно утешает: кубанцы получили губернатора по вызову. Достаточно создать угрозу перекрытию трассы – и он у вас. Толку, конечно, не будет, но какое-никакое шоу. Районные будни ими не так богаты.
Сергей Поживилко