Развертывание Вооруженных Сил в соответствии с потребностями войны, новые формирования, неизбежные потери на фронтах порождали настоятельную необходимость подготовки командного состава.
К концу 1942 года Советская Армия в тяжелых боях накопила богатый боевой опыт, который обобщался и становился достоянием войск. Носителем и проводником этого опыта мог быть только командный состав. Короче говоря, война требовала постоянного пополнения Вооруженных Сил хорошо подготовленным командным составом.
Для удовлетворения потребностей в командном составе в стране работали военные училища, курсы и академии различных родов войск и видов Вооруженных Сил.
Одной из кузниц командного состава и, в частности, его высшего звена, была Высшая военная академия имени К. Е. Ворошилова.
По ускоренному шестимесячному курсу она готовила командиров и штабных работников для дивизии, корпуса и армии. Учились и переучивались в академии, в соответствии с выдвинутыми войной требованиями, офицеры и генералы, работавшие в прошлом на командных и штабных должностях в таких звеньях, как полк, дивизия, корпус и армия. Учились вновь те, кто ранее не имел академического образования, а переучивались, кто нуждался в приведении своих знаний в соответствие с новыми требованиями, выдвинутыми опытом Великой Отечественной войны.
Высшая военная академия к тому времени перебазировалась. из Уфы в Москву на Кропоткинскую улицу. Разместили нас в общежитии при академии. Были сформированы учебные группы по 10-12 человек. Нашу шестую учебную группу составили одиннадцать офицеров, преимущественно в звании полковников, подполковников.
Подавляющее большинство этих офицеров имели академическое образование в объеме академии им. Фрунзе.
Вскоре мы приступили к занятиям, тогда преподавания ничем особенным не отличались от обычной методики преподавания в академиях, ниша состояла лишь в том, что нагрузка слушателей предельна и ни о каком свободном времени не могло идти и речи. В программе делался упор на изучение умелого применение опыта войны.
Для начала нам было предложено изучить тактико-технические данные различной боевой техники и мы штудировали, зубрили эти данные, уподобляясь обыкновенным школьникам. Затем перешли к групповым упражнениям на картах по решению задач в различных условиях боя. Перед решением задач прослушивали лекции по общей тактике и применению родов войск в разнообразных условиях боевых действий.
Руководителем нашей группы был назначен генерал- майор Жабин Николай Иванович. Имея боевой опыт еще с гражданской войны, он отличался высокой эрудицией вообще и отличной оперативно-тактической подготовкой в частности. Внешне подтянутый, во всем аккуратный, он на занятиях умел свободно, коротко и четко формулировать любую мысль.
Каждое очередное занятие Николай Иванович начинал с информации о событиях на фронтах Великой Отечественной войны. Делал он это умело и обязательно оканчивал объективными и собственными, всегда перспективными выводами. Вообще, наставниками в академии мы были довольны.
Начальником кафедры оперативного искусства был скромный, тактичный, всегда внимательный, с широким оперативно-стратегическим кругозором генерал-лейтенант Маландин.
Хорошо запомнились преподаватель кафедры авиации полковник Канакотин и преподаватель военно-инженерной кафедры полковник Сочилов.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!