Найти тему
Архитектура | Sky arch mag

Пятый фасад Тома Кандига: как архитекторы умеют придумывать фантастические истории.

Архитекторы умеют придумывать не только проекты, но и футуристические истории. На сайте фирмы Olson Kundig Architects, известного архитектора Тома Кандига, есть интересный рассказ, который называется "Проект пятый фасад", который был написан для конкурса архитектурных историй в 2016 году. Он повествует о будущем, в котором практикуется криозаморозка и оживление людей после значительного количества времени, буквально, в будущем. Авторы ставят мысленный эксперимент: как, в частности, адаптируется главный герой к реалиям будущего: бесконечным вертикальным фермам, мостам, которые соединяют все крыши домов (читай пятые фасады), а так же к головам «старых людей на новых плечах» и бесконечной работой на фермах. Этот рассказ — своего рода утопия и антиутопия одновременно.

Рассказ хорошо иллюстрирован и на его основе сделан атмосферный видео ролик. Общий смысл мы постарались передать своими словами. С полной версией текста на английском языке предлагаем ознакомиться на сайте.

Превью иллюстраций на протяжении всего рассказа: от заморозки главного героя, до его выбора в пользу жизни/смерти в конце рассказа.
Превью иллюстраций на протяжении всего рассказа: от заморозки главного героя, до его выбора в пользу жизни/смерти в конце рассказа.

Видео ролик «Проект пятый фасад». Авторский коллектив: Olson Kundig architects.

Сюжет

Рассказ начинается с того, что главный герой-архитектор в лице рассказчика получает инфаркт миокарда, его срочным образом увозят в отделение заморозки фирмы Al-cryo в Сиэтле, отделяют голову от тела и погружают в специальный индивидуальный отсек криокамеры, которая была оплачена ещё при жизни. Специальный раствор, который вводится после удаления крови, сохраняет клетки организма живыми в течении цикла заморозки/разморозки.


 Процесс заморозки в крио камере
Процесс заморозки в крио камере

Затем главного героя, спустя несколько десятков лет пробуждают, оживляя его голову и тело. После длительных тестов и групповых терапий отпускают в Сиэтл будущего с собственным техническим аппаратом-гидом, который отвечает ему на все вопросы и направляет его на пути к адаптации и реабилитации.

Вертикальная ферма, элементы которой двигаются в зависимости от уровня попадания солнечного света на растения
Вертикальная ферма, элементы которой двигаются в зависимости от уровня попадания солнечного света на растения

Мир будущего представляет собой бесконечные зеленые вертикальные кинетические фермы, мосты, которые объединяют между собой все крыши зданий, а так же большое количество растительности и животных, пасущихся на лугах.

«За все те десятилетия, пока я находился в крио заморозке, крыши Сиэтла изменились до неузнаваемости: серое гидроизоляционное покрытие, инженерное оборудование, лифтовые шахты, длинные пустые водонапорные башни и километры воздуховодов были заменены лугами и зелеными полянами, которые выполняли функции парков, общественных пространств, вмещавших в себя бассейны, а так же пастбища для скота. Солнечные коллекторы, ветровые турбины — малое из всего этого. Мосты, напоминали сухожилия и объединяли абсолютно все крыши, образуя один единый ландшафт. Я мог пройтись по всем мостам, и вообще где угодно. Собственно, я так и сделал».
Бесконечные мосты между озелененным кровлями. По мостам, как и по всем крышам можно свободно передвигаться.
Бесконечные мосты между озелененным кровлями. По мостам, как и по всем крышам можно свободно передвигаться.

Главная работа того времени для людей это добыча еды на фермах, но она не обязательна, а добровольна. Однако работа для людей этого времени нечто особое: это не только основное и главное занятие. В одной из сцен главный герой услышал разговор двух женщин-фермеров, одна из них сказала:

«Work is love made visible…»

Что можно перевести как «Работа это любовь, которая обрела видимую форму».

Но самое странное, что замечает главный герой — он нигде не встречал детей. Их не было. Так же, как не было зимы, и ночей, всегда только день.

Его окружали люди, головы которых были скреплены с телом специальной черной лентой. Главный герой называет этих людей «старыми головами на молодых плечах».

Постепенно его начинают одолевать определенные мысли:

«Смог бы я жить вечно? Могу ли я начать жить после заморозки полноценно и отныне жить всегда? А возможно ли по-настоящему закончить эту жизнь? Что бы случилось, если бы я бросился с этих мостов, соединяющих крыши, или использовал свой японский садовый нож, чтобы разрезать эту черную ленту, скрепляющую мою голову с телом?»
-5

Несколько месяцев главный герой работал на ферме размышляя о жизни. Затем он высказывает свои рассуждения, что собственное решение вернуться в жизнь это акт свободы и освобождения, но не тогда, когда вы возвращаетесь (вас возвращают) для одного и того же: к одному доступному виду деятельности, к постоянной безальтернативной рутине, к работе, которую выбрали за вас. Все эти люди-фермеры обречены на такую судьбу.

Затем главный герой кончает жизнь самоубийством: делает шаг в пропасть между домами.

-6

Если вам понравился рассказ, то вам самое место на нашем телеграм канале ( t.me/sky_arch, либо пишите в поиске: sky_arch). Здесь мы каждый день рассуждаем об архитектуре, урбанистике и насущных жизненных проблемах.

А так же не забудьте посетить наш инстаграм-аккаунт!)