С самых старых времен территория будущего Санкт-Петербурга была подвержена частым наводнениям.
На карте 1898 года отмечены особо опасные при наводнениях, затопляемые территории города:
Видно, что все острова и часть центра, северные районы вдоль рек – все имело риск уйти под воду. И уходило, вспомним только самые страшные наводнения 1824 и 1924 года с подъемом воды в 4,2 и 3,8 метра. Поэтому со времен Петра I предлагались различные способы предотвратить наводнения или хотя бы уменьшить вред от них.
Леблонд и Трезин - архитекторы при Петре I – предлагали приподнять весть Васильевский остров на высоту в 3,2 метра. Поскольку еще до основания Петербурга населявшие эти берега финны и шведы боролись с наводнениями поднимая участки земли, на которых они проживали. Например, это делалось в месте нынешней стрелки Васильевского острова и Адмиралтейства.
Сам царь Петр I выдвигал идею о том, чтобы перерыть весь Васильевский остров каналами, как сделано в Венеции, и тем самым вода при наводнениях заполняла бы эти каналы и не затопляла все остальное. Но эта идея так и не воплотилась в жизнь - царя не так поняли и вместо каналов вырыли пруды, потом идея заглохла.
В 1727 году Миних предложил защитить острова и низколежащие территории города высокими набережными и, по сути, защитными дамбами. Это реализовывалось, но не настолько, чтобы полностью защитить Петербург от наводнений.
Царь Петр II после наводнения 1729 года чуть было вообще не перенес столицу обратно в Москву.
При Елизавете Петровне отец будущего генерала Кутузова – Илларион Матвеевич Кутузов – предложил прокопать канал в центральной части Петербурга. И этот проект реализовали при Екатерине II. Канал получил название «Екатерининский» в честь нее (сейчас это канал Грибоедова). Начали работы в 1764 году, а закончили копать канал в 1790 году.
С этой же целью был выкопан Обводный канал. Он был начат при Александре I в 1805 году и закончен в 1834 году.
Но от наводнений город это не спасло.
А в середине 19 века был предложен проект, который долго обсуждался, но был отклонен. Французский инженер Базен, служивший при дворе, предложил построить защитную дамбу в Финском заливе. Базен первым определил, что главная угроза при наводнениях исходит не от Невы, а от высоких волн в заливе (см. статью "Почему в Петербурге бывают наводнения" ). Он задумал очень сложное гидротехническое сооружение – его длина должна была составить 23,8 км, а высота на уровнем моря достигнуть 8,5 метров. Сооружение проходило бы от Лисьего носа через Кронштадт до Ораниембаума и защищало бы Невскую губу от подъема воды. В дамбе имелось бы устройство для пропуска судов и устройство для пропуска воды. Но проект подвергли критике как слишком сложный для того времени. Кроме этого, все понимали, что проект не только сложный, но и очень дорогостоящий. Также критиковали то, что дамба предусматривала устройство шлюзов, которые значительно усложняли судоходство в заливе.
Вот проект дамбы Базена, опубликованный в сборнике проектов защиты города от наводнений в 1893 году:
А что в итоге? В итоге защитная дамба, которая наконец предотвратила постоянную угрозу наводнений в Петербурге, находится именно там, где предлагал инженер Базен, и во многом другом также повторяет его проект.
Дамба на карте Петербурга:
Так что, Петербург теперь защищает от наводнений проект, впервые предложенный почти 200 лет назад.
Понравилась статья - подписывайтесь на мой канал, каждый день выкладываю интересные статьи о Петербурге!