А-СЕРГЕЕВКА. А кто с нагайкой налетит, тот от дубья пострадает.
За сергеевскими жителями издавна и прочно закрепилось прозвище дубинники, хотя дубинниками, в том изначальном смысле этого слова, столь же справедливо можно было назвать и грачёвцев, и гаршинцев, то есть жителей тех сел, чьи земли граничили с казачьими. Существует предание, объясняющее причину, по которой сергеевские крестьяне получили столь обидное определение. Дело якобы в том, что испытывавшие нехватку лесонасаждений на своих территориях, они часто наведывались в так называемые казачьи пределы, чтобы заготовить черенки, оглобли, бастрыки, а то и просто талы для плетней или хворост для топки печей. А начинались казачьи пределы рядом, буквально в нескольких сотнях метров от Сергеевки. Вылазки туда не всегда заканчивались удачно. Обнаружив посягательство на свои законные угодья, казачьи дозоры налетали на крестьян с нагайками, а то и с саблями, которые, впрочем, если и пускали в ход, то не режущей частью, а плашмя или тупой стороной - тыльем. Крестьянам же ничего не оставалось делать, как пускать в ход дубины, которым предстояло стать черенками или оглоблями. Версия эта справедлива, но излагается она слишком упрощенно, тем более, что своих лесов и лесочков на сергеевских землях насчитывалось больше дюжины. На самом деле все намного сложнее. Со временем Сергеевка заселилась довольно плотно, и число ревизских душ достигло такого количества, что крестьяне стали испытывать острую нехватку сельхозугодий, в том числе и пахотной земли. Поэтому некоторые арендовали ее у башкир, в местечках под названием Ростоши, Фитали, Скрипали, Кумраси, где буквально за мешок овса можно было арендовать участки на целое лето. Однако места эти были слишком (на 20-30 км) удалены от Сергеевки, поэтому возникал соблазн обрабатывать землю рядом. У казаков её было, что называется, не меряно, и она далеко не вся обрабатывалась. Более того, много земли было обезличено. Этим и пользовались сергеевские крестьяне. Сговорившись с казаками, застолбившими себе земли в явном излишке, они возделывали её для себя за небольшую мзду, а иногда и просто за хороший магарыч. Если казачьи дозоры заставали их во время работы, сергеевцы объясняли свое присутствие здесь просто: мол, батрачим у такого-то казака. Поэтому, пока пшеница или рожь стояли на корню, не было проблем даже во время уборки. Начинались они тогда, когда предстояло сжатый урожай свезти на свои гумна и овины. Тут уж не объяснишь батрачеством: любой казачий дозор поймет, что это либо обман, либо воровство. Вот тогда-то и начинались "дубинные" бои, жестокие, но со смыслом. Слишком высока была степень риска для сергеевских крестьян: потерять результат всего летнего труда - означало обречь семью на голодную зиму. Чтобы избежать кровавых стычек, крестьяне нередко вывозили снопы ночью. Стычки с казачьими дозорами не влияли, однако, на добрососедские отношения, взаимную торговлю и просто общение. Нередко между казаками и крестьянами устанавливались прочные связи. Помнят в Сергеевке курьезный случай, произошедший неподалеку от грачёвских угодий. Однажды три женщины, довольно пожилых, приехали в Ракобаев лес, считавшийся казачьей вотчиной, за вениками да тёрном, которого здесь было в изобилии. И все складывалось у них хорошо: и ягоды набрали, и веников заготовили, как вдруг налетел на них казачий паренек лет пятнадцати и стал дерзко гнать их из леса. Мол, я казак и лес мой, казачий, а вы сюда не суйтесь! И наговорил им кучу грубостей. Бабы такой обиды не стерпели. Стащили его с лошади, спустили с него шаровары с лампасами, хорошо отхлестали крапивой, чтоб сидеть в седле было неуютно, и со словами: "Ты - не казак! Твой дед казак, отец - сын казачий, а ты - хрен собачий!" - отпустили. А сами, собрав кузовки с ягодой и охапки нарезанной чилиги, с достоинством удались восвояси.