Найти тему
Надежда Кузьминова

5 класс. Раздел I. Жизнь первобытных людей

Оглавление

В 5 классе в курсе истории Древнего мира теории происхождения человека отводится очень мало времени. Поэтому, для более подробного знакомства с данным разделом рекомендуем вам следующие материалы.

1. Стадии развития человека.

Прежде всего обратите внимание на понятия «австралопитек», «человек умелый», «человек прямоходящий», «неандерталец», «человек современного типа». Они соответствуют названиям указанным на латыни на следующей схеме:

Более подробно прочитать о «человекообразных обезьянах» можно в этой лекции о гоминидах.

/// Для более глубокого изучения темы на сайте Антропогенез.ру вы можете познакомиться с основными ступенями развития человека. Там представлена очень подробная схема. А также дан ответ на вопрос Что отличает нас от обезьян?

2. Каменный / бронзовый / железный век.

Тот раздел, который не описан в учебнике вовсе, но он необходим для того, чтобы легче ориентироваться в хронологии первобытного общества.

Археологическая периодизация истории человечества приведена здесь. Археологическая она потому, что за основу взяли материал орудий труда (камень, бронза, железо). Ключевыми являются термины «палеолит» , «мезолит» , «неолит», «неолитическая революция», «бронзовый век», «железный век»; обратите внимание на способ образования этих слов.

Мультсериал «Вперёд в прошлое» от телеканала «Карусель»: Палеолит, Охотники и рыболовы Каменного века, Земледельцы и скотоводы эпохи Неолита, Бронзовый век, Народы железного века, Металлообработка.

-3

///Вопрос для самых внимательных: в каком периоде, согласно этой классификации, мы живём сейчас?

3. Облик первых людей.

Судить о внешнем виде древних людей мы можем исходя из костей и черепов, которые сохранились в земле после их смерти. Археологи ( изучают прошлое человечества по вещественным источникам ) производят раскопки территории обитания древних людей, наткнувшись на скелет человека они обращаются к антропологам (исследуют физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах). Антрополог определяет пол человека, его возраст, состояние костей и зубов; также антропологи используют методы восстановления внешности человека на основе данных его костей (что используется не только на благо исторических наук, но и в криминалистике).

С примером реконструкций проведённых по методу Герасимова российскими антропологами можете ознакомиться здесь.

Интересный проект по восстановлению не только внешности первых людей, но и придание им эмоциональных выражений и мимики. Например реалистичные реконструкции женщины неандертальца, мужчины неандертальца, детёныша австралопитека.

-4

4. Орудия и быт первобытных людей.

Об орудиях труда в соответствии со стадиями человеческого развития читать здесь.

На YouTube канале "Примитивные технологии" автор воспроизводит первобытный быт. Например изготавливает каменный топор и рубит им лес, создаёт примитивное сверло, лук и стрелы, пращу, лепит и обжигает горшки, плетёт корзины.

-5

Ещё видео о том, как изготовить глиняный горшок:

5. Искусство первобытных людей.

Подробнее об искусстве соответствующем каждому этапу развития первобытного человека смотрите здесь.

С гипотезами о том, почему люди стали рисовать на стенах пещер, а также с краткой историей исследования данного вопроса можно познакомиться здесь (BBC: Как искусство сотворило мир, 2 серия).

-6

Документальные фильмы о жизни первых людей:

1. История каменного века: часть 1, часть 2, часть 3.

2. BBC: Прогулки с пещерным человеком (Первопредки, Братья по крови, Первобытная семья, Выжившие).

Материалы на английском языке:

Даже если вы не можете уловить всё о чём говорят на английском, вам будет полезно хотя-бы прокрутить видео и посмотреть реконструкции жизни первых людей.

///Если вы в достаточной степени владеете английским языком, то вы можете пройти этот курс на сайте Академии Кхан: Beginnings - 600 BCE.

Если ты пропустил одну из тем в школе, то можешь наверстать их, например, на YouTube канале "Уроки истории Питона Каа":

1. Хронология. Отсчет времени.

2. Происхождение человека.

3. Первобытное общество.

4. Первобытный человек (эволюция и устройство общества).

5. Занятия первобытных людей.

6. Первобытная культура.

7. Неолитическая революция.

8. Металл и ремёсла.

9. Разложение родового строя. Начало цивилизации.