1. Небольшая предыстория
Как-то раз, Ольга Васильева, министр образования сказала:
Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка
Сайт "Медуза" решил проверить это, и выяснил, что таких исследований с такими результатами не существует.
«Медузе» не удалось найти работы, где упоминались бы приведенные Васильевой данные о том, что у детей, которые занимаются шахматами, успеваемость выше на 35–40%
2. Выскажем свое мнение на эту тему
1. Мы считаем, что на сегодняшний день в школе вообще НЕТ предмета, сравнимого с шахматами по пользе для ребенка. Даже близко такого нет. Никакие математики и программирования по совокупности своих плюсов не могут сравниться с шахматами, не говоря уж, обо "всех остальных" предметах.
Поэтому....
- Мы считаем, что неправильно поставлен акцент. Шахматы, конечно, можно, рассматривать в контексте "пользы для школы", но правильно их рассматривать в контексте "полезности для будущей жизни".
И здесь шахматам нет равных. Именно об этом и будет весь наш блог.
2. Шахматы могут как помогать успеваемости в школе, так и снижать ее.
Примеров снижения успеваемости - масса! Например, юные шахматисты могут много заниматься шахматами, и у них просто не будет времени на другие занятия.
Наши умственные ресурсы - не безграничны. Мы всегда выбираем, куда их направить.
Представьте себе, если ребенок выиграл первенство области по шахматам, и верит в себя на предстоящем чемпионате России, неужели он не бросит все свои силы на подготовку? Неужели родители станут ему мешать?
Пострадает ли при этом его успеваемость? Почти наверняка!
Особенно, если учителя не являются лояльными к нему.
3. Но все-таки, помогают шахматы школе или нет?
- Шахматы однозначно помогают в изучении всех естественных наук. Не сомневайтесь в этом.
- Шахматы чаще вредят изучению таких "наук", как история. И причин здесь несколько.
Первой причиной является то, что любой ребенок-шахматист сразу видит (или чувствует) многочисленные нестыковки. И как ему учиться? Просто тупо зубрить? Но шахматисты так не учатся! )) Шахматистам нужно понимать и вникать.
Второй причиной, и тоже очень серьезной, является то, что следущим шагом после выявления нестыковок любой ребенок-шахматист перестает доверять сказанному учителем истории (а иногда ребенок перестает даже и уважать интеллектуальный уровень учителя истории).
А раз ребенок не может доверять тому, что говорит учитель истории (и тому, что пишут учебники), то изучение превращается в повинность. И успеваемость, разумеется, падает.
Грустно, конечно.
3. Некоторые выводы
И снова несколько слов о самой Васильевой, министре образования, из Википедии
Васильева Ольга Юрьевна
Российский государственный деятель, историк, религиовед и педагог, доктор исторических наук, профессор ....
Думаю, что вы поняли наше отношение к Васильевой? )
У нее не получается даже толком объяснить те изменения, которые делаются в системе образования. Хотя сами изменения - правильные! ))
Уроки шахмат в школе - нужны! Но....
Если вы "просто родитель", то вы даже не представляете себе, сколько здесь проблем!
Их настолько много, и они настолько серьезные, что....
Вот об этом и будет наш блог. А пока у нас - только разогрев)
-----------------
Подписывайтесь на наш канал, чтобы его не потерять.
А свои мысли и комментарии (как положительные, так и отрицательные!) пишите, пожалуйста, в нашей группе ВКонтакте.