Многие считают, что с ГАИ спорить вредно для психики, здоровья и вообще. К счастью, здоровье нашего читателя осталось в целости и сохранности, но нервы он помотал себе знатно, а кошелек облегчил на энную сумму. История, которую поведал нам Дмитрий, тянется уже больше года, и хорошего исхода в ней пока не предвидится...
А началось все с того, что глубокой апрельской ночью 2017 года оставил Дмитрий свой автомобиль напротив дома №48 в переулке Козлова. Это место вот уже 6 лет служило парковкой для жителей окрестных домов, пусть и не было для этого специально предназначено. На следующий день мужчина своего своего "железного коня" на прежнем месте не нашел. Автомобиль был эвакуирован на штрафстоянку с формулировкой "парковка на тротуаре". Самого автовладельца, по его словам, никто не пытался разыскать, чтобы он мог хотя бы объясниться.
Для большего понимания ситуации скажем, что большинство таких дворов родом из начала 1960-х в принципе не подразумевает наличия мест для парковки. Конкретно в этом дворе есть лишь узкий тупиковый проезд ровно для одного автомобиля, тротуаров как таковых не наблюдается в принципе. В начале 2000-х сделали небольшую парковку машин на 15 с заездом с ул. Долгобродской со двора, но парковочных мест на всех желающих, понятное дело, не хватало, поэтому люди оставляли свои авто возле дороги, как это делают тысячи минчан.
С формулировкой ГАИ Дмитрий категорически был не согласен, а потому, когда ему вручили заранее подготовленное постановление, попытался в картинках и на пальцах объяснить: заезд на официальную парковку со двора (кое-где даже сохранилась разметка паркомест) не имеет препятствий в виде бордюрных камней, иной фактуры дорожного покрытия, графических линий, знаков, следовательно, дорога продолжается. Какой тротуар, где?
В 20 метрах за крайним рядом машин - дорожный знак 4.6.1 "Пешеходная дорожка". Очевидно, что знаки ставятся только на дорогах, а никак не на тротуарах, что подтверждают СТБ 1300-2014 "Технические средства организации дорожного движения", СТБ 1140 "Знаки дорожные. Общие технические условия", - значит, до знака движение машин не запрещено. Ширина асфальтового полотна превышает 5 м (на конкретно том участке - 5,5 м), а значит, припаркованный автомобиль не создаст препятствий ни для пешеходов, ни для проезда спецтехники. Ходатайство со стопками фотографий прилагается, получите и рассмотрите.
Но нет. Со словами "я сказал, что это тротуар" и приглашением зайти через неделю Дмитрия выставили из кабинета. А через неделю ему предъявили - внимание! - ответ на запрос ГАИ от УП "Зеленстрой Партизанского района г. Минска", где написано примерно следующее: "Мы убираем эту территорию как тротуар для пешеходов, он у нас так записан". Собственно на этом доводы ГАИ закончились: виновен, пройдите в кассу и оплатите.
"Знаете, в этот момент стало просто обидно, - объяснил нам обескураженный мужчина. - Дело не в деньгах на штраф и эвакуацию. Помню, несколько лет назад во дворе проводилось собрание жителей наших домов, инициированное администрацией района. Был и сотрудник ГАИ. Среди волновавших население вопросов была организация парковки. Напротив существует "платная", но свободных абонементов в то время было не достать. Я лично слышал, как сотрудник в погонах согласился с проблемой и подтвердил, что нам разрешают ставить машины вдоль домов. Но не заезжать "к каналу", то есть дальше знака. Обидно стало и за то, что одним "я сказал" перечеркивают твои доводы и ссылки на законы".
Тротуар или нет?
Решив довести дело до конца, Дмитрий обратился в прокуратуру. И уже через месяц получил ответ, что дело передано на рассмотрение в суд, а 21.07.2017 судом Партизанского района г. Минска было установлено, что участок дороги, ведущей от дома №3 по ул. Долгобродской к жилому дому №44 в переулке Козлова, невозможно считать тротуаром по всем соответствующим критериям. И что оснований для задержания транспортного средства Дмитрия и его принудительной эвакуации у органа, ведущего административный процесс, не имелось. Дело - на пересмотр.
Казалось бы, можно открывать шампанское и праздновать победу, однако сила начальственного "я сказал" велика: в этот раз к справке из "Зеленстроя" прилагался ответ из Управления архитектуры и строительства администрации Партизанского района г. Минска, где по документам этот спорный участок дороги является тротуаром.
Но упрямый автовладелец не сдавался. "Пошел на прием к начальнику Партизанского ОГАИ, - рассказывал Дмитрий, - вышло примерно то же. О ситуации он знает. И опять началось:
- слева есть светофор с пешеходным переходом (в метрах 30. И что? Я туда заехал?);
- мы смотрим с другой стороны: вот проезжая часть по переулку Козлова, вот газон, а вы стали, значит, на тротуаре (и что? Я оттуда не заезжал. Я заехал со двора, откуда собственно ту проезжую часть даже не видно. Да и вообще, там есть свой тротуар);
- ваши ссылки на СНиПы не актуальны, они действуют с 2010 года, а тут территорию никто не трогал с 1960-х.
Отлично! Только почему вы не заглянули в СНиП II-K.3-62 (утвержденный 29.12.1962, то есть до момента постройки домов в пер. Козлова, 44-50), который предусматривает: "3.9. В целях безопасности движения пешеходов тротуары проектируют выше проезжей части не менее 15 см", "3.1. Ширину тротуара и пешеходной дорожки принимают кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м".
И еще, раз вы смотрите с другой стороны… Почему вы не замечаете небольшой тротуар, у которого даже лестница есть? Данный тротуар имеет ширину от 65 сантиметров до 1 метра, да и визуально отличить 0,65 и 0,75 метра невозможно. И зачем, ведь признаком того, что проезжая часть в переулке Козлова уже имеет собственный примыкающий тротуар, является разрешенная (запрещающих знаков и/или разметки нет) в этом месте остановка и стоянка?"
Пункт 138.3 ПДД РБ гласит: "Остановка и стоянка ТС разрешаются: на левой обочине дороги с односторонним движением… при наличии там тротуара, непосредственно прилегающего к проезжей части дороги".
Но самое интересное, что после решения суда тот самый знак "Пешеходная дорожка" тихонечко и незаметно переместился к месту заезда. Вроде как на прежнем месте он стоял ошибочно и вообще непонятно почему, отношения к этой дороге не имеет, а относится к Слепянской водной системе (хотя по упомянутым СТБ он установлен был очень правильно, а сразу за ним начиналась брусчатка). Однако что значит "не относится" и как водитель может не обращать внимания на стоящий на одной дороге с ним, лицевой стороной к нему, прямо перед ним дорожный знак? Но вот теперь, после "миграции" знака, глядя на него через лобовое стекло, сразу понятно: дальше двигаться нельзя, там ходят люди.
"Новую пачку документов прокурор принимала с улыбкой, - продолжил рассказ огорченный автовладелец. - "Мы и суд просто не разобрались? Давайте посмотрим опять". И повторно соглашаются с моими доводами и передают дело в суд. И повторно 15.12.2017 тот же суд с похожими формулировками отменяет постановление ГАИ и направляет дело на повторное рассмотрение.
Третий раз под новым постановлением подпись поставил уже сам начальник ОГАИ Партизанского района Руслан Ковалев. Ничего особо нового, ни одного, на мой взгляд, аргумента. Виновен - и точка, хотите - обжалуйте".
Дело осложнялось тем, что в момент эвакуации автомобиля Дмитрий переезжал на ПМЖ за рубеж, на беготню по инстанциям катастрофически не хватало времени и возможностей. В довершение ко всему, по словам Дмитрия, абсолютно все государственные организации путали адреса, что только затягивало процесс: каждого ответа и рассмотрения приходилось ждать 1-2 месяца. Мужчина перепрописался к родителям и уведомил всех, с кем контактировал по этому делу, в письменной форме, но все оказалось впустую. Последней отчаянной попыткой было направленное им уже с территории другого государства ходатайство на имя начальника УГАИ МВД Республики Беларусь Д.Корзюка. Полученный ответ оправдал "лучшие" ожидания: сроки подачи ходатайства нарушены, само ходатайство подано не по установленному порядку, дело перенаправляется - та-дам! - обратно в ОГАИ Партизанского района. Занавес.
И Дмитрий для себя решил: хватит.
"Неважно, что не я должен доказывать свою невиновность, - сказал он. - Неважно, что я стал заложником неисполнения обязанностей ОГАИ по организации движения на этом участке. За этот год, может, и таким странным способом я держал связь с Родиной, с "лучшими" ее представителями. Отдельное спасибо всем, кто в госорганах все же реально мне помогал. За год на пошлины при обращениях в прокуратуру, распечатку цветных фотографий, письма, ксероксы я потратил сумму, примерно сопоставимую со штрафом и услугами эвакуатора. И таки оплачу еще и штраф со штрафстоянкой. В бюджете они нужнее… Зато у меня теперь есть длинный рассказ для новых знакомых, которые говорят: "О, ты из Беларуси. Там порядок держат. У вас законы работают".
Работают, но как?
Ольга АРСЕНЬЕВА
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber