Иногда точно попавшие в настроение иллюстрации — половина, а то и две трети успеха книги. А если текст — талантливый, глубокий, западающий в душу, и иллюстрации к нему — такие же, получается книга-шедевр, какая найдёт место на полках с самой высокой конкуренцией. Надеемся, что повесть Дмитрия Ищенко «В поисках мальчишеского бога», вышедшая этим летом в издательстве «КомпасГид», — из таких удач. Мы расспросили художницу Машу Судовых о работе с этим произведением, о любимых книгах и задачах книжной иллюстрации.
— Маша, как вам книга Дмитрия Ищенко? Какой эпизод запал в душу больше всего (без сильных спойлеров), что показалось в повести самым ценным и интересным?
— Книга мне очень понравилась. Она, как хорошо сказано в аннотации, действительно кинематографичная; текучая, размеренная, созидательная. Мне нравятся такие книги: в суете повседневности, в бесконечном потоке информации, особенно в большом городе, эта её размеренность оказывает почти терапевтическое действие на читателя. Помогает вспомнить и задуматься о том, что действительно важно, и о том, как просто порой обрести это важное.
А любимый момент мой — совсем не спойлерный, потому что он почти в самом начале: про то, как Ваня с папой вместе клеят обои, и внезапно это становится совсем не скучно, и за простой рутинной работой, за разговором ни о чём папа и сын вдруг находят умиротворение и единение друг с другом. Я сразу вспомнила, как, будучи подростком, не всегда знала, как подступиться к своему серьёзному папе (думаю, он и сам не всегда знал, как ко мне подступиться!), а потом мы как-то съездили вдвоём на дачу — обрезать жасмин, покосить траву, прополоть клумбы — и, пока мы вместе трудились, всё как-то само собой стало на свои места, и мы легко нашли общий язык. Оказалось, всего-то стоило чего-нибудь поделать вместе.
— В чём была главная сложность в работе над иллюстрациями, а что далось легче всего?
— Для меня было ново и непривычно работать с реально существующей локацией. Ведь полуостров Рыбачий, посёлок Цыпнаволок, маяк, заброшенные улицы и даже старый корабль на берегу — всё это есть на самом деле, и хотелось в иллюстрациях это отразить и соблюсти. Но это же и оказалось самым интересным: в поисках подходящих пейзажей и настроения я изучила кучу фотоотчётов из путешествий по полуостровам Среднему и Рыбачьему, читала рассказы и смотрела видео путешественников... И вот — цвета тундры подсказали мне подходящую палитру для книги, маяк, как и должно маяку, служит читателю ярким ориентиром уже с обложки, а величественный силуэт корабля замер на одной из страниц... Я так увлеклась, что теперь не на шутку задумываюсь о возможности однажды посетить эти края.
— Чем, на ваш взгляд, должны отличаться иллюстрации в подростковой книге от иллюстраций в детской и, наоборот, «взрослой»?
— На мой взгляд, главная задача иллюстраций для любой книги — дополнить созданную писателем реальность, погрузить читателя в мир, который создал автор. Подростковая литература в этом плане хороша тем, что в ней, в отличие от книг для малышей, можно позволить себе бо́льшую недосказанность, метафоричность в иллюстрациях. Это можно делать и в книгах для взрослых — но подростки зачастую интуитивно более понятливы, восприимчивы, более открыты чувствам, заложенным даже в самый простой пейзаж. Они — люди настроения, и «иллюстрация настроения» — как раз для них.
— Какие книги в детстве нравились вам больше всего — как в плане содержания, так и в плане оформления?
— Мои любимые — и по содержанию, и по оформлению — книги Туве Янссон о Муми-троллях. Тонкие, чуткие, мудрые, смешные и грустные. В них я всегда могу найти ответ на любой вопрос, которой только может у меня возникнуть — и в жизни, и в иллюстрации. И вообще все книги Туве я бесконечно люблю.
— Какую из существующих в мире книг вы мечтаете когда-либо оформить?
— Пожалуй, как раз одну из повестей или новелл Туве Янссон я и хотела бы однажды нарисовать — сделать из неё длинную, немногословную и созидательную графическую новеллу. Я уже предпринимала такую попытку — в своей дипломной работе я иллюстрировала подобным образом «Летнюю книгу» — но мне хотелось бы однажды вернуться к этой идее и взяться за нее с бо́льшим опытом. Может быть, однажды я дорасту и до того, чтобы написать и проиллюстрировать собственную книгу. Идей много, и всё ещё впереди!