Найти тему

Алексей Чапыгин. Живой XVII век

Начать хотелось бы с того что строго говоря в русской литературе(да и в мировой тоже) существует лишь два жанра к которым можно возвращаться многократно. Это русская классика и историческая проза. Они обладают максимальной смысловой нагрузкой заставляют читателя полностью включаться в повествование и имеют колоссальное духовное воздействие на личность. Так что наличие на книжной полке томиков Пикуля или Балашова свидетельствует о хорошем вкусе читателя ровно так же как издания Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Сегодня я хочу познакомить Вас с автором, увы почти неизвестном широкой публике- Алексеем Чапыгиным. В своей дилогии посвященной, ключевым события правления второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича он поднимает и всесторонне рассматривает ряд глобальных вопросов, связанных со спецификой исторического развития общества и государства в тот конкретный период времени. Главным героем у него является не какой то определенный исторический персонаж, а народ в целом, а в свою очередь олицетворением народа становится такой важный в России исторический элемент как казачество и один из ярчайших его представителей- атаман Степан Разин(первая книга исторического двухтомника, который послужил основой для написания этой статьи носит его имя).

Начиная разговор об этой теме хотелось бы отметить, что "казацкий вопрос" еще со времен Гоголя и его знаменитого "Тараса Бульбы" всегда был востребован русской литературной традицией. Казачество выступало как бы концентрированной основой русского характера, передавало наиболее важные его особенности, предваряло в жизнь всегдашние чаяния о свободе и воле.

Являлось оно и отражением политики государства по отношению к социально незащищенным слоям населения: в казаки подавались часто от боярского произвола, непомерных налогов и непосильных тягот жизни. На всем этом многократно заостряет внимание читателя и непосредственно Чапыгин.

Боярское сословие в его романах часто имеет весьма негативную окраску и привносит в жизнь общества крайне мало положительного. Вместе с тем важно заметить что фигура царя несмотря на часто также не слишком благовидные его поступки является для автора все таки более сакральной в отличие от его окружения которые он нещадно критикует.

Хорошо известное восстание Разина в свое очередь становится ответом на действия власть имущих по отношению к собственным поданным, но и это событие автором не идеализируется. Строго говоря он не делит участников событий на "наших" и "ваших", каждый отстаивает свою позицию.

По народному мнению Степан Разин борется за права обездоленных, в свою очередь для правящей элиты он является исключительно смутьяном, который грозит порушить основы государства, что если вдуматься выглядит во многом логично. Не могу не сказать отдельно об исключительном стилистическом таланте автора.

Язык героев настолько блестяще стилизован под "старину" что возникает вопрос: не изобрел ли подобно Шурику из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" Чапынин машину времени и не побывал ли он в прошлом чтобы все увидеть своими глазами. Такой эффект дает возможность рассмотреть события прошлого не только с позиций исследователя но и непосредственного свидетеля. Особенно хорошо это заметно в продолжении романа о Разине под названием "Гулящие люди". Здесь выбранная тема рассмотрена даже в более широком диапазоне, а то что то тогда происходило показано именно так как виделось современниками. Автор например не говорит напрямую о властолюбии патриарха Никона, а показывает это через его внешность, манеру одеваться и вести себя. Традиционная симпатия автора к народной стихии в этой книге выглядит моментами более спорной чем в первом случае.

Так главный герой повествования Сенька затаивает обиду на боярина потому что тот не уступил ему свою молодую жену. То что предмет его страсти замужем и должен вести себя соответственно почему то остается за скобками.

В то же время обратим внимание на богатство исторического материала, использованного автором. Один из немногих он в полной мере описал обстоятельства Медного Бунта и вывел нетривиальный образ известного тогда авантюриста монаха Таисия, который последствии выдавал себя за царского внука Тимошку Анкудинова.

Показал Чапыгин читателю и отмеченную в свое время еще Пушкиным "беспощадность и бессмысленность" русского бунта. Причем в данном случае заключается она не только в отсутствии перспектив реализации выдвигаемых бунтовщиками требований, а в том что по мере своего развития "страдальцы за народ" превращаются в обычную банду разбойников, начисто забывших об изначальных благородных целях и Восстание Степана Разина- лучшее тому подтверждение.

В заключение отмечу что романы Чапыгина несмотря на на свою номинальную принадлежность к советской литературе написаны в лучших традициях русской словесности в богатом на цветистые фразы красивом, истинно русском стиле. О них положительно отзывались Максим Горький и Александр Блок, широко упоминал о них в своем творчестве и Сергей Есенин, а разве высокая оценка таких признанных мастеров не лучшая рекомендации к прочтению?

В целом творчество Алексея Чапыгина непременно придутся по вкусу всем кто любит родной язык, родную литературу и родную историю.