(2005, США)
Старая школа детективно-полицейского боевика, снятая в современном динамическом ключе, с крутыми сюжетными поворотами и с Джейсоном Стэйтемом, Уэсли Снайпсом, а также менее известным, но не менее талантливым Райаном Филиппом в главных ролях...
Звучит интригующе! Особенно для поклонников классики жанра наподобие "Французского связного", "Грязного Гарри", "Смертельного оружия", "Последнего бойскаута" или их современных последователей, вроде "Королей улиц" и "Славных парней"... И тем не менее погодите, не спешите на торренты качать "Хаос", если вы доселе его не видели. Даже с учетом столь лестной характеристики, это не тот фильм, после просмотра которого хочется аплодировать стоя. Да и сидя/лёжа аплодировать тоже как-то не тянет, потому что в действительности рукоплескать здесь и нечему.
Главный фатальный недостаток "Хаоса" - "никакой" Джейсон Стэйтем. Верится с трудом, но так и есть! Пытаюсь вспомнить картину, где он сыграл бы еще более уныло и безлико, чем тут, и ничего на ум не приходит. Воистину, прямо издевательство какое-то: пригласить Стэйтема на главную роль, плоскую до такой степени, что даже малоизвестным актерам второго плана, и тем достались куда более живые образы. И дело не в том, что в "Хаосе" герой Джейсона не владеет кунг-фу, не гоняет на спортивных тачках и не отбивает смазливых барышень у бандитов. Вспомните снятый шестью годами позднее "Без компромиссов", где Стейтем сыграл аналогичную роль. В том кино его тоже лишили всех вышеперечисленных "пацанских" радостей, но разве это помешало ему искрить иронией и харизмой целых полтора часа кряду? В "Хаосе" же есть сцены, где Джейсон и вовсе стоит в сторонке по нескольку минут с кислой рожей и не говоря ни слова! Ёшкин кот, да если бы его взяли и тупо замочили в самом начале фильма, и то вышло бы гораздо интереснее!
Второй прокол громко самоубившегося в прокате "Хаоса" - его предсказуемые "непредсказуемости", как бы парадоксально это ни звучало. Такое ощущение, что режиссёр и сценарист Тони Гиглио снимал свою картину, не посмотрев перед этим ни один детектив с подобным развитием событий, что выходил на экраны со времен всё того же легендарного "Французского связного" (1971). Вот наивный Тони и решил удивить зрителя сюжетными поворотами, которые нам показывали уже раз двадцать, а в фильмах категории "Б" и криминальных телесериалах, включая российские, и того больше. И хоть сама история в целом построена толково и непротиворечиво, произвести на вас впечатление она может лишь в двух случаях - если последнюю четверть века вы провели либо в коме, либо на необитаемом острове. Потому что презентовать вам что-то по-настоящему уникальное и эффектное Гиглио не по зубам, да и ограниченное число действующих лиц тоже не дает местной интриге продержаться до финала.
Справедливости ради, однако, замечу, что кое-чем "Хаос" похвастаться все-таки может. Его драки и перестрелки не вызывают раздражения, даже несмотря на скучнейшего Стейтема, который только и делает, что стреляет по преступникам в ответ или дубасит их подручными предметами. Авто- и мотопогони тоже сняты вполне прилично. Равно как и взрывы, которых для детективного кино здесь явно больше нормы. На чем, собственно, жиденький список достоинств фильма и заканчивается. Но и то хлеб - пусть уж лучше их наберется такой мизер, чем вообще ничего.
***
В общем, не кино, а профуканная возможность снять нечто заметное в и без того не популярном сегодня жанре. По идее, будь герой Стэйтема проработан на его фирменном уровне, с присущими ему дерзостью и цинизмом, одно это могло бы спасти "Хаос" от кассового фиаско. Но, как назло, именно Джейсон являет собой самое слабое звено картины и сильнейшее разочарование для всех своих поклонников. Обидно - не то слово! Что ни говори, а козыри в карточной игре надо всё-таки выбрасывать на стол, особенно когда они вам позарез необходимы, а не держать их на руках, где толку от них ноль.