Найти тему

Зацементированные инвестиции в Керчь

В 2007 году донецкая финансово-промышленная группа «Альтком» приобрела порт «Камыш-Бурун» бывшего Керченского железорудного комбината и территорию у посёлка Приозёрное Ленинского района для строительства цементного завода «Альтцем» полного цикла мощностью 4 млн тонн продукции в год. Площадка предприятия разместилась на территории 64 гектар в трёх километрах от Краснопартизанского карьера флюсового известняка и глины (в аренду перешли 99,4 гектар этого месторождения) и на таком же удалении от своего незамерзающего порта.

Бывший морской порт ЖРК характеризуется пропускной способностью 1,3 млн тонн грузов, оборудован 4 причалами общей протяжённостью 630 метров, имеет железнодорожную станцию и локомотивное депо. «Альтком» планировала построить с использованием оборудования немецких фирм IBAU Hamburg и Beumer Group мощный терминал для портовой и рейдовой перевалки, погрузки на поезда и автомобильный транспорт, провести дноуглубительные работы, реконструкцию складов и техническое перевооружение причалов, в том числе для обслуживания контейнерных грузов. В результате мощность порта должна была возрасти до 3 млн тонн цемента и 1 млн тонн сыпучих материалов в год.

Пуск в эксплуатацию первой технологической линии цементного завода планировался на конец 2014 года, к сооружению приступили в 2013-м. Работы велись споро: на стройке было задействовано до полутысячи человек, 15 кранов и десятки единиц подвижной техники. На обширной площади появилась ограда, помещения для рабочих, были подведены коммуникации, в грунт уложили десятки тысяч кубометров фундаментного бетона и арматуры, от которых начали расти массивные конструкции будущих промышленных агрегатов, цехов и складов. Над колоссальным муравейником поднялся башенный кран Potain. А территория порта сплошь заполнилась сложенными один на другой контейнерами. В них находилось новое оборудование и детали будущего завода, приобретённые у немецкой Polysius AG за $241 млн.

Порт «Камыш-Бурун», заполненный деталями и оборудованием для завода «Альтцем», запись от 27.08.2016.

Цементное производство относится к промышленности ІІ класса опасности. Но выбранная технологическая схема была призвана максимально снизить проблему промышленных выбросов благодаря закрытому исполнению складов и конвейеров. Впрочем, строительство всё равно вызвало мощную волну протестов со стороны экологов, орнитологов и местных жителей. В итоге, помимо многочисленных обещаний устроить безопасное производство, компания обязалась создать по периметру фабрики санитарно-защитную лесную зону в 1000 метров, то есть даже более широкую, чем предусматривает законодательство.

Строительство цементного завода «Альтцем» у села Приозёрное, 2013 год.
Строительство цементного завода «Альтцем» у села Приозёрное, 2013 год.

Вскоре после возвращения Крыма в состав России строительство завода замерло, а сама «Альтком» не стала сообщать какие-либо подробности о будущем своего предприятия. Но 9 сентября 2014 года в Симферополе было зарегистрировано ПАО «Консорциум „Южный берег Руси“» с уставным капиталом 5,6 млн рублей.

На сайте консорциума описаны направления деятельности, которые очень близки к «Альтком»: строительство объектов нефтегазового комплекса, энергетики, асфальтовых и железных дорог, добыча щебня в Тельмановском месторождении Донецкой области, производство изделий из цельного камня, промышленное и жилое строительство, агропромышленный комплекс, архитектура, создание перерабатывающих производств и так далее. В структуру вошли Керченский цементный завод и Керченский морской порт «Камыш-Бурун» с полным инвестиционным проектом. Вместе с тем сообщалось о намерении организовать паромное сообщение с портом «Тамань», что стало актуальной задачей в новых условиях.

Порт «Камыш-Бурун» был перерегистрирован по российскому законодательству 9 декабря 2014 года и вошёл в состав концерна, но уже 17 числа на предприятие вторглись люди в масках, вынесли документацию и компьютеры, тем самым блокировали его финансовую работу. 27 февраля следующего года Государственный Совет Крыма принял постановление о национализации ООО «Керченский морской порт „Камыш-Бурун“». Его имущество на праве хозяйственного ведения было закреплено за ГУП «Камыш-Бурунская производственная компания», учреждённым по распоряжению Совета министров Крыма.

В результате строящийся цементный завод лишился одного из двух главных активов: карьер должен был обеспечивать производство сырьём, а порт — доставкой и сбытом. Отсутствие одной из составляющих лишает предприятие смысла. Если государство не ставило целью подорвать реализующийся инвестиционный проект, то следовало бы ожидать хотя бы арендного договора с ПАО «Консорциум „Южный берег Руси“», в рамках которого, как и планировалось, был бы реализован и цементный терминал, и грузовая паромная линия. Оператором последней могло стать то самое государственное унитарное предприятие, среди направлений деятельности которого значилось: «предоставление транспортных услуг, в том числе морского грузового транспорта».

Но произошло нечто совсем иное: на сцену вышла зарегистрированная в Керчи 19 февраля 2015 года компания ООО «Ген Инвест», её соучредителем и одновременно директором ГУП «Камыш-Бурунская производственная компания» выступает Александр Николаевич Новиков. Уже 31 марта между Советом министров Крыма и «Ген Инвест» было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству цементного завода. Речь вовсе не идёт о завершении замороженной стройки, для которой уже приобретено оборудование согласно принятому проекту, а именно о возведении нового предприятия, под которое «Ген Инвест» получил в аренду на полстолетия порт «Камыш-Бурун» с железнодорожными станцией, цехом и локомотивным депо.

Премьер-министр Крыма С. В. Аксёнов и представитель ООО «Ген Инвест» А. И. Захаров на подписании инвестиционного соглашения.
Премьер-министр Крыма С. В. Аксёнов и представитель ООО «Ген Инвест» А. И. Захаров на подписании инвестиционного соглашения.

Инвестор пообещал вложить 1 миллиард рублей и уже к концу 2015 года запустить предприятие на 500 рабочих мест, способное выдавать 360 тысяч тонн готовой продукции в год. Но свою деятельность «Ген Инвест» начал с разборки защитной дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища (мы писали об этом в отдельном материале), которая препятствовала распространению высокотоксичных отходов металлургического производства и попаданию их в море. Эти действия вызвали общественные протесты, о которых писали ведущие СМИ страны. Проблемой занялась вначале экологическая, а затем городская прокуратура.

По заключению Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, выборка песка из хвостохранилища (прежде на этом месте было естественное озеро) может привести к чрезвычайной ситуации экологического характера. Более того, в самом добываемом песке содержание опасных веществ в десятки и сотни раз превышает предельно допустимые концентрации.

Но темпы добычи только усиливались, в итоге было продано свыше миллиона тонн песка. По данным территориального общественного самоуправления посёлка Героевское, каждый день вывозилось по 5 тысяч тонн, которые шли на реализацию по 1200 рублей за тонну. Сегодня в Керченском городском суде находится на рассмотрении исковое заявление прокуратуры о прекращении добычи песка и рекультивации карьера.

Так начинающая частная компания, резидент свободной экономической зоны, заработала свой «первый миллиард». А на втором шаге она смогла включиться в важнейшую транспортную артерию полуострова. Уже в августе 2015 года морской терминал «Ген Инвест» был готов принимать грузы коммерческих структур. А при поддержке республиканских и местных властей 7 ноября 2016 года в порт «Камыш-Бурун» был совершён пробный рейс парома «Победа» с фурами на борту.

Демонстрационный рейс парома «Победа» в порт «Камыш-Бурун».
Демонстрационный рейс парома «Победа» в порт «Камыш-Бурун».

Если новая грузовая линия будет одобрена Министерством транспорта России, это позволит снизить нагрузку на сеть городских дорог и вывести транзитный грузовой поток на объездную дорогу. Таким образом, компания готовится стать участником одного из наиболее доходных направлений морских перевозок.

Но для Керчи в федеральной целевой программе по развитию полуострова до последнего времени были заложены 4,5 млрд рублей на строительство 35,6-километрового северного объездного пути от порта «Крым» (Керченская паромная переправа) к посёлку Багерово, который бы не только увёл от города транзитный транспорт, но и создал бы важную магистраль, дав импульс развитию близлежащих посёлков и освоению азовского побережья. Но такое развитие событий несколько противоречило частным интересам «Ген Инвест» и покровительствующих лиц.

«Ввиду срыва всех сроков данный объект в 2016 году не мог быть реализован, а запуск его одновременно с мостом и трассой „Таврида“ терял бы всякий смысл. По инициативе дирекции этот объект был из ФЦП своевременно исключён, а 4,5 млрд рублей перераспределены на другие объекты. Вместо северного обхода совместно с администрацией города и частным инвестором был организован так называемый южный обход через порт „Камыш-Бурун“, который в свою очередь даст толчок к развитию промышленной части города», — прокомментировал Андрей Николаевич Никитченко, руководитель АНО «Дирекция по управлению федеральной целевой программой „Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года“».

В результате отказ от реализации заложенной в ФЦП инфраструктурной программы для Керчи принуждает Министерство транспорта России к решению вопроса в пользу южного объезда, даже через частный порт. А ведь ещё в середине апреля 2016 года Министерство транспорта Крыма уведомило, что весь пакет документов по северному объездному маршруту готов и направлен в Министерство экономического развития России, а также указало: «Необходимость данного строительства состоит также в потребности развития транспортных путей к паромной переправе, так как функционирование её будет осуществляться и после введения в эксплуатацию мостового перехода через Керченский пролив».

Какой сопутствующий экономический результат для города может принести 13-километровый южный объезд, если это уже существующая, а не новая магистраль? Причём она тоже требует больших вложений на капитальный ремонт трассы и изменение маршрута, так как сегодня дорога проходит прямо через Приозёрное. При плановой нагрузке до 900 фур в сутки жизнь посёлка радикально изменится в худшую сторону. Но если на северный объезд были заложены средства, которых Керчь уже лишилась, то на создание южного ничего не предусмотрено. А частная фирма эти крупные расходы на себя брать не обязывалась. И самое главное: в отличие от северного объезда, южный не способен увести основные потоки транзитного транспорта: в лучшем случае речь идёт только о грузовых автомобилях.

Расстояние между портом «Кавказ» и портом «Крым» — всего 4 километра. Далее и легковой, и грузовой транспорт должен был сразу выезжать на скоростную объездную трассу вместо того чтобы, как сейчас, медленно продвигаться через неприспособленную городскую транспортную сеть, запружая дороги и изнашивая их покрытие. В качестве временного решения большинство фур сегодня направляется в Рыбный порт. Морской путь при этом составляет уже 18 километров, далее грузовики выезжают на трассу Керчь — Феодосия по короткому, фактически объездному, маршруту: улица Будённого и Индустриальное шоссе. Наконец предлагаемый маршрут через порт «Камыш-Бурун» не только самый протяжённый — 21,5 км паромного движения, но и проходит по фарватеру через единственный открытый под строящимся мостом участок шириной всего 225 метров, то есть создаёт дополнительные неудобства для движения судов по проливу.

Схема акватории Камыш-Бурунской бухты (ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря»).
Схема акватории Камыш-Бурунской бухты (ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря»).

Северный объезд был призван создать современную транспортную инфраструктуру для передвижения внешнего и регионального транспорта. Он необходим для полноценного функционирования Керченской переправы в качестве второстепенного и запасного маршрута после открытия моста. Отсутствие этой трассы в 2019 году отнимет у государственного порта «Крым» большую часть грузопотока и сделает его содержание обременительным.

А в каком же состоянии находится главный объект инвестиционного соглашения — цементный завод, призванный снять имеющийся в Крыму дефицит (на таманской стороне цемент стоит вдвое дешевле)? Совсем недавно Анна Владимировна Анюхина назвала его в числе четырёх самых крупных уже реализованных проектов в Крыму. Несколько смущает полная неосведомлённость министра имущественных и земельных отношений…

9 октября 2015 года «Ген Инвест» в рамках инвестиционного соглашения получил без проведения торгов в аренду участок в 5,8 га по шоссе Героев Эльтигена 4. Ещё с советского времени на этом месте располагается бетонно-смесительный узел. А сегодня, как и многие последние годы, там отсутствует какая-либо производственная активность. Впрочем, на официальном сайте компании под фотографией ржавых агрегатов написано: «Производство оснащено новейшими производственными мощностями Libherr, которые обеспечивают производительность до 50 куб.м товарного бетона в час».

-6

Согласно давним комментариям заместителя главы администрации Керчи, этот узел будет использоваться для постройки в районе бывшей аглофабрики ЖРК нового экологически безопасного предприятия производительностью 1 млн тонн цемента в год на основе итальянского оборудования. С тех пор прошло почти два года, и даже признаков начала строительства нет. Зато «Ген Инвест» под эту несуществующую стройку смогла взять под контроль важный морской узел. Но на пути «успешной компании» остались жертвы, — повреждена защитная дамба хранилища отходов, развезено по Крыму миллион тонн токсичного песка, национализированный порт отдан в долгосрочную аренду без выгод для города, Керчь потеряла миллиардные бюджетные ассигнования и возможность принципиально улучшить свою транспортную инфраструктуру, а под городом, похоже, навсегда останется лежать разлагающийся труп другого, реального, инвестиционного проекта, который уже воплощался в жизнь.

На площадке цементного завода «Консорциума „Южный берег Руси“» почти три года не происходит никаких изменений, хотя и создаётся впечатление недавно остановившейся стройки: территория находится под охраной, на своих местах замерли семь кранов, а металлические конструкции ещё сопротивляются коррозии. По всей видимости, собственник не оставляет каких-то надежд: возможно, продать технологическую базу и оборудование — но, судя по всему, властей совершенно не тревожит судьба ни этого объекта, ни проекта «Ген Инвест», ведь министр уже отрапортовала о его реализации…

Замороженное строительство цементного завода «Альтцем», запись от 05.09.2016 — ситуация на данный момент не изменилась.

Константин и Владимир Ходаковские, 18 января 2017 года.