Сегодня среда, а по средам у нас на www.readchildren.ru выходит новый выпуск литературной мастерской :)
Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки".
На пятом уроке мы продолжим говорить о композиции текста и разберёмся с её основными типами + 3 новых задания для вас!
СПЕРВА ПОЕЛ, ПОТОМ ПРОСНУЛСЯ
Композиция текста. Ее типы
На прошлом занятии мы говорили о композиции и об ее обязательных составляющих: завязке, кульминации и развязке.
Композиция бывает разной: иногда мы сперва мы узнаем о том, чем все закончилось, а уже потом выясняем, почему так произошло.
Если сюжет развивается как в жизни, то есть, в хронологической последовательности, и наш герой сперва ребенок, потом юноша, а потом старик — это линейная композиция текста (ещё ее называют прямой).
Если сюжетные повороты в начале текста очень похожи на сюжетные повороты в конце — это кольцевая композиция. Авторы, работающие с этим типом композиции, как правило используют один и тот же образ или одно и то же действие, одну и ту же мотивацию героев или одну и ту же метафору. А иногда прямо все перечисленное.
В текстах с зеркальной композицией некоторые художественные приемы зеркально противоположны, они повторяют друг друга, но как-то странно, будто шиворот-навыворот. Самый известный пример зеркальной композиции в классической русской литературе создан в романе Льва Толстого «Анна Каренина» — это смерть человека под колесами поезда. В самом начале романа под колесами поезда гибнет сторож, а конце — главная героиня.
Ретроспективная композиция отчасти похожа на хронологическую. По ходу актуального действия автор периодически дает нам сцены из прошлого героев, рассказывает истории, которые сильно влияют и на ход событий, и на наше отношение к персонажам, и на их мотивацию. С помощью ретроспективной композиции очень удобно объяснять, почему наш герой стал таким, каким мы его видим.
Свободная композиция — она же смешанная. Используется в больших произведениях. В текстах со свободной композицией могут встречаться и ретроспектива, и отзеркаливание, и закольцовка, и лирические отступления, и рассказ в рассказе. Текст со свободной композицией не может быть линейным.
Чем больше объем текста — тем больше композиционных приемов можно использовать, и тем больше героев будет в нем задействовано. О том, что нужно знать, создавая персонажей, мы поговорим в следующий раз.
Задание 1 Попробуй определить композицию нескольких книг. Какой тип композиции чаще всего встречается в текстах, которые вы проходили в школе? А в тех, которые ты читаешь для собственного удовольствия? К каким жанрам относятся эти произведения?
Задание 2 Попробуй подобрать пример для разных типов композиции. Если не подбирается — поищи яндексом по запросу «пример кольцевой композиции в тексте», «пример ретроспекции» и проч. Есть знакомые названия? Что-нибудь захотелось прочитать?
Задание 3 Посмотри внимательно на собственные тексты. С каким типом композиции тебе удобнее всего работать? Попробуй придумать сюжет с другим типом композиции. Если выйдет не синопсис, а рассказ — это просто прекрасно.