Найти в Дзене

Уфимскую "Скорую" перевели на аутсорсинг, и... ... и она забуксовала

Независимый профсоюз медработников «Действие» планирует просить власти Башкирии прекратить аутсорсинг транспорта скорой медицинской помощи в Уфе. Поводом послужила забастовка водителей на Сипайловской подстанции из-за более чем трехмесячной задержки выплат зарплаты. О забастовке говорили и на Демской подстанции, однако из-за увольнения организатора акции от идеи отказались.

УВОЛЬНЕНИЕ ЗА ВОЗМУЩЕНИЕ

Призыв к органам государственной власти Башкирии и региональной Общественной палате об отмене аутсорсинга транспорта скорой помощи в Уфе независимый профсоюз медработников «Действие» опубликовал на своем сайте. В профсоюзе убеждены, что такая схема работы «угрожает надежности организации экстренной медицинской помощи населению Уфы и ухудшает положение работников путем фактического внедрения системы “заемного труда”». Председатель «Действия» Андрей Коновал подтвердил RBtoday намерение профсоюза обратиться к республиканским властям, но не смог уточнить, когда и в каком формате.

– Будем, но как скоро и  в каком ключе – будет зависеть от развития ситуации с зарплатами водителей. Для нас как профсоюза сейчас на первом плане задача связана с зарплатами конкретных людей – водителей, – пояснил он.

Поводом для возмущения профсоюза послужили задержки по выплатам зарплаты водителям «Скорых» на Сипайловской и Демской подстанциях, которых автомобилями скорой помощи и экипажем на аутсорсинге обеспечивает компания «Автотранском».

Задержки начались с апреля. По состоянию на начало июля сумма задолженности перед 70 водителями достигла 4 млн руб. 9 июля 10 водителей Сипайловской подстанции, предварительно предупредив работодателя, объявили забастовку: в течение 30 минут не выезжали к пациентам. Вызовы распределялись между другими подстанциями. В тот же день руководство компании пообещало в течение недели рассчитаться с задолженностью. Водители, приостановив забастовку, пообещали ее возобновить в случае, если договоренности не будут выполнены к концу недели, то есть до 13 июля. Они также пригрозили увеличить срок бойкота до одного-двух часов.

Как рассказали RBtoday водители, к указанному сроку компания погасила лишь часть задолженности: полностью рассчиталась за апрель и перечислила аванс за май. Но забастовка не повторилась: организатора акции Владимира Омельченко сначала понизили в должности со старшего до простого водителя, а затем руководство компании «дало понять», что ни на одной из подстанций скорой медицинской помощи Уфы он работать не сможет, убедив тем самым расторгнуть контракт.

– Я решил не продлевать договор на следующий месяц, – говорит Владимир Омельченко. – Мне дали понять, что после этой забастовки ни на одной из подстанций скорой помощи я работать не смогу. Я уже нашел другую работу на госслужбе. Из «Скорой» уходить жалко, я здесь 13 лет уже, это моя любимая работа.

По данным RBtoday, о планах проведения протестной акции сообщали и водители Демской подстанции, но после фактического увольнения Владимира Омельченко от них отказались.

Прокуратура Башкирии и республиканская Гострудинспекция после публикаций в СМИ начали проверку условий труда водителей «Скорой». О результатах пока не сообщалось.

Директор «Автотранскома» Андрей Акшенцев на телефонные звонки не отвечал.

Главный врач Республиканской станции скорой медицинской помощи (РССМП) в Уфе Марат Зиганшин пояснил RBtoday, что не имеет права контролировать взаимоотношения частной компании с ее сотрудниками.

– Мы работаем строго в рамках договора. Я не имею права вмешиваться в деятельность этой компании так же, как и они не имеют права вмешиваться в деятельность станции. У нас договор на услугу: он предоставляет транспорт, предоставляет водителя, «Скорая» оплачивает эти услуги. Конечно, я переживаю за людей, которые обеспечивают работу наших ребят. На сегодняшний день все вопросы сняты. Я разговаривал с поставщиком услуг, он утверждает, что выплачивает заработную плату вовремя, – отмечает Марат Зиганшин.

На сайте республиканского министерства здравоохранения опубликовано сообщение, что ведомство 10 июля провело совещание с Маратом Зиганшиным и руководством аутсорсинговой компании. В ходе встречи представитель «Автотранскома» признался, что нарушения по срокам выплаты зарплаты «имели место, но не носили системный характер». Министр здравоохранения республики Анвар Бакиров рекомендовал руководителю «взять под личный контроль исполнение финансовых обязательств перед водителями». Директор компании, в свою очередь, «подтвердил свою готовность контролировать выплату заработной платы водителям и обязался не допускать подобной ситуации».

На запрос RBtoday о степени ответственности и контроля минздрава, направленный 12 июля, ведомство не ответило. В федеральном Минздраве, куда запрос был также направлен 12 июля, пояснили, что данный круг вопросов находится в ведении регионального министерства.

КАК «СКОРУЮ» В АУТСОРСИНГ ВЫВОДИЛИ

Уфимская «Скорая» начала внедрять систему аутсорсинга с 2012 года. На сегодня по этой системе работают три подстанции: Сипайловская, Центральная и Демская, что составляет 50% автопарка. Первыми на этот рынок зашли «Феникс-Менеджмент» пермского бизнесмена Евгения Фридмана и ООО «Автотранспортная сервисная компания» (АСКО) уфимского бизнесмена Александра Шагаева. С 2014 года водители карет скорой помощи были уволены из штата РССМП и переведены в штат аутсорсеров. В 2015 году на систему аутсорсинга планировали перевести и Орджоникидзевскую подстанцию, но сделать это не удалось. Активисты «Действия» направили в Общественную палату Башкирии жалобу на действия руководства. Они указывали, в частности, на то, что водители потеряют в заработной плате, а также лишатся госгарантий, которые предусмотрены для работников бюджетной сферы.

В 2017 году появился третий игрок – «Автотранском» (по данным Ъ-Уфа, принадлежит Владиславу Голубятникову, бенефициаром считают Александра Шагаева). В мае прошлого года уфимская «Скорая» заключила с «Автотранскомом» 12 договоров сроком до июня 2019 года о предоставлении в аренду 12 автомобилей для Сипайловской подстанции на общую сумму 66,2 млн руб. Спустя месяц компания выиграла еще 49 контрактов на 22,68 млн руб. на предоставление восьми автомобилей для Демской подстанции. По данным «Действия», в ноябре прошлого года «Автотранском» часть водителей вывела за штат, заключив с ними как с индивидуальными предпринимателями гражданско-правовые договоры на условиях ежемесячной пролонгации.

Схему аутсорсинга внедряют и в других городах Башкирии. Так, в 2014 году по этой системе начала работать станция скорой медицинской помощи Стерлитамака, заключив контракты с государственным предприятием «Санитарный автотранспорт Стерлитамака». С 2016 года схему начали применять в Бирске.

Профсоюз «Действие» между тем фактически сразу стал выступать против перевода «Скорой» на аутсорсинг. В частности, они утверждают, что «аутсорсинг перевозок «Скорой» – это золотая жила для компаний: такие контракты позволяют полностью окупить парк нового транспорта за два года и получить миллионы или десятки миллионов чистой прибыли».

– Так, для водителей установлена расценка 137 руб. за машино-час, тогда как по контракту «Автотранском» получает от ССМП 345,33 руб. за машино-час, – говорится в их сообщении на сайте.

Перевод части водителей на гражданско-правовые договоры в профсоюзе оценивают как «профессиональную схему налоговой оптимизации, в результате которой бюджет может потерять за два года исполнения контракта до 12 млн руб.».

Тем временем Марат Зиганшин «высоко» оценивает эффективность от перехода на систему аутсорсинга, отмечая в этом чуть ли не единственную возможность обновления автопарка.

– Эффективность системы аутсорсинга я оцениваю высоко. Государство не в состоянии обеспечить нас санитарным транспортом в той степени, в которой мы нуждаемся. Автомобили стареют. На сегодняшний день возраст 70% автопарка более пяти лет. Благодаря аутсорсингу мы получаем новые машины, фактически мы решаем вопрос с обеспечением качественным автотранспортом. В том случае если государство будет менять автомобили станции в течение пяти лет, то аутсорсинг не нужен. К сожалению, в последние годы мощного притока автотранспорта нет, – сказал он.

А основатель компании «Феникс-Менеджмент» Евгений Фридман, в свою очередь, отмечает, что ситуация с оформлением водителей в качестве индивидуальных предпринимателей характерна для всей России.

– Это общепринятая практика по всей стране. Как правило, в том случае, когда с водителем заключается договор как с индивидуальным предпринимателем, его заработная плата больше. Для аутсорсера никакой другой выгоды нет, – говорит Евгений Фридман.

ОПТИМИЗАЦИЯ, ЗНАЕТЕ ЛИ

Между тем опрошенные RBtoday эксперты также видят в применяемой схеме работы аутсорсера с водителями признаки незаконной оптимизации налогообложения. По словам партнера группы правовых компаний Интеллект-С Анны Устюшенко, «формально схема перехода от трудовых отношений к гражданско-правовым не запрещена гражданским законодательством, но это все-таки “схема”, причем в самом вульгарном, неприкрытом виде».

– В результате ее реализации водители автомобилей скорой помощи лишаются гарантий, предусмотренных трудовым законодательством (права на отпуска, оплату больничного и пр.), недобровольно берут на себя обязательства, связанные с обеспечением требований охраны труда, – отмечает эксперт. – Работодатель (а фактически таковым является станция скорой помощи) полностью устраняется от проведения медосмотров, учета рабочего времени водителей, контроля над соблюдением ограничений, в том числе по максимальной продолжительности рабочего времени, обеспечению надлежащих условий труда на рабочих местах водителей и многому другому.

«Фактически происходит подмена трудовых отношений гражданско-правовыми», добавляет юрист Эльза Маулимшина.

– Во-первых, это наем нескольких ИП для оказания одинаковых услуг водителя, который сам же и является ИП. Во-вторых, прежде чем заключать договоры с ИП для вождения кареты скорой помощи, работодатель обязан был доказать факт невозможности найма работников в штат предприятия, например, сезонный вид работы. Однако данная работа водителя не является сезонной или временной, и услуги вождения предприятию, оказывающему аутсорсинговое обслуживание скорой помощи, требуются на постоянной основе для бесперебойного оказания аутсорсинговых услуг. В-третьих, сами водители оказывают услуги вождения в качестве ИП исключительно только одному аутсорсинговому предприятию. Если бы один водитель одновременно оказывал услуги как ИП нескольким компаниям, не связанным строго по времени оказания услуг, то вопросов бы было меньше, – говорит собеседница. – Однако условия труда водителей, оказывающих услуги как ИП, полностью идентичны тем же условиям, что и у водителей, числящихся в штате предприятия на основании трудовых договоров. Все это в совокупности и указывает на факт незаконности оптимизации налогообложения, ухудшения прав водителей, лишения их гарантированных государством прав на отдых, своевременную оплату труда, социальные гарантии в виде больничных и пенсионных отчислений.