В начале 1960-х годов многие страны начали исследования проектов самолётов вертикального взлёта и посадки (далее — СВВП). При этом в эксплуатацию вошло лишь несколько боевых машин. Первым самолётом, запущенным в серию, стал британский истребитель-бомбардировщик Hawker Siddeley Harrier. Но сегодня хочу рассказать вам историю создания уникального транспортного СВВП, который до сегодняшнего дня остаётся единственным в своём роде.
Мировая лихорадка вертикального взлёта и посадки не обошла стороной и ФРГ. В 1960 году Министерство обороны и Люфтваффе заказали фирме Dornier разработку СВВП. В отличие от своих партнёров по НАТО, немцы решили создать военно-транспортный, а не боевой самолёт. При этом за основу требований к новому летательному аппарату была взята спецификация NATO Basic Military Requirement 4, описывавшая СВВП для тактической поддержки истребительной и бомбардировочной авиации.
Проект, получивший обозначение Dornier Do 31, разрабатывался в условиях строгой секретности. Для ускорения к работе подключились компании Hamburger Flugzeugbau GmbH, AG Weser и Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH. Планировалось также привлечь английских инженеров из Hawker Siddeley, которые уже имели большой опыт в разработке СВВП. Существовала и предварительная договорённость о сотрудничестве с NASA.
Чтобы определить оптимальную схему для нового летательного аппарата конструкторы Dornier сравнили различные конструкции — вертолёт, самолёт с подъёмно-маршевыми турбореактивными двигателями и самолёт с поворотными винтами. Анализ выполнялся на основе требований от Министерства обороны - Do 31 должен был поднимать в воздух 3 тонны груза и перевозить его на расстояние в 500 километров. В результате было решено, что смешанная конструкция с подъёмно-маршевыми и подъёмными ТРД будет лучше всего подходить для этого проекта.
Правильность своего выбора инженеры подтвердили путём постройки специального тестового стенда. Это была ферменная крестообразная конструкция. Своими размерами она соответствовала размерам разрабатываемого самолёта. На поперечной балке вертикально установили 4 ТРД Rolls-Royce RB108. Внутреннюю пару двигателей закрепили неподвижно, а внешняя — могла отклоняться. Таким образом обеспечивался вертикальный взлёт и путевое управление в горизонтальной плоскости. Всего на летающем испытательном стенде совершили 247 полётов.
Для дальнейших исследований и постройки летающего экземпляра военные заказали 3 прототипа:
- Do 31 E1 — без подъёмных двигателей для тестовых горизонтальных полётов
- Do 31 E2 — для статических испытаний на земле
- Do 31 E3 — полноценный самолёт с подъёмно-маршевыми и подъёмными ТРД
Dornier Do 31 представлял собой высокоплан классической схемы. Подъёмно-маршевые двигатели Bristol Pegasus размещались в подкрыльевых мотогондолах. Оригинальным конструкторским решением стало расположение подъёмных ТРД Rolls-Royce RB162 по 4 штуки в мотогондолах на концах крыла. Таким образом суммарно на Do 31 стояло 10 турбореактивных двигателей! В хвостовой части самолёта находилась подъёмная рампа. Объёма фюзеляжа хватало для размещения 36 десантников или 24 раненных на носилках. Экипаж — 2 человека. Самолёт мог преодолеть 1800 километров с крейсерской скоростью 650 км/ч.
Лётные испытания начались с горизонтальных полётов. Для этого использовали Do 31 E1, впервые поднявшийся в воздух 10 февраля 1967 года. Машина вела устойчиво. Стали готовить к началу лётных испытаний Do 31 E3. 14 июля 1967 года состоялся первый вертикальный взлёт и висение. А уже 16 и 21 декабря 1967 года были выполнены полноценные полёты — с вертикальным взлётом, переходом в горизонтальный полёт и последующей вертикальной посадкой. Длительный цикл предварительных исследований и экспериментальных полётов на стендах дал свои плоды — новая машина была устойчивой в обоих режимах полёта.
В 1968 году Dornier Do 31 E3 продемонстрировали широкому кругу авиационных специалистов в рамках выставки в Ганновере. Его потенциал для военного и гражданского применения привлёк внимание иностранных фирм. Наиболее предметный интерес проявила NASA, оплатив часть испытательной программы нового СВВП.
27 мая 1969 года Do 31 совершил перелёт из Мюнхена в Париж на аэрокосмический салон. За время полёта было установлено сразу 3 международных рекорда для СВВП. Эти рекорды официально были зарегистрированы Международной авиационной федерацией:
- скорость полёта 513 км/ч
- высота полёта 9100 метров
- дальность полёта 681 километр
На середину 1969 года было выполнено более 200 полётов на Do 31 E3. Из них 110 — с вертикальным взлётом и посадкой. При этом не было зафиксировано ни одной аварийной ситуации! Очень редкий факт для экспериментальных самолётов.
Несмотря на такой успех, в 1970 году программа по разработке Do 31 был свёрнута. Высокая стоимость проекта и низкая эффективность на фоне транспортных самолётов классической конструкции вынудило Министерство обороны ФРГ прекратить проект. 4 мая 1970 года в Ганновере Do 31 E3 совершил свой последний полёт. На сегодняшний день сохранилось 2 из 3 прототипов - Dornier Do 31 E1 в музее Dornier Museum и Dornier Do 31 E3 в музее Deutsches Museum.
История Dornier Do 31 хорошая иллюстрация того, что не всегда очень хорошие с технической точки зрения самолёты получаются экономически выгодными для серийного производства. Тем не менее, Do 31 и на сегодняшний день остаётся единственным построенным транспортным самолётом вертикального взлёта и посадки.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com