Появление на свет практически любого будущего строителя коммунизма страны Советов происходило в роддоме. Согласно конституции страны материнство охранялось законом, можно было предположить, что роддома будут обустроены с максимальным комфортом для рожениц, по самому последнему слову науки и техники.
К сожалению, в Советском Союзе многое из того, что громогласно декларировалось, никто не собирался исполнять. Пребывание в родильных домах осталось в памяти на всю жизнь у каждой советской женщины хоть раз там побывавшей. Правда запомнилось это посещение не отзывчивым поведением персонала и комфортными условиями пребывания, а ужасом царящим в этих медицинских учреждениях.
Советские роддома приводили не подготовленную к ним женщину в состояние близкое к шоковому ступору. Порядки царившие в них приводили к многочисленной смертности нерожденных или только что родившихся детей, а практически все мамы получали сильную психологическую травму. Не обходилось и без множества случаев инфицирования опасными заболеваниями только что родившихся младенцев.
Отношение медицинского персонала к роженицам вызывало просто ужас. Нищенская заработная плата и тяжелые условия труда вызывали у медсестер и санитарок постоянную усталость, раздражение, злость. Изматываясь на тяжелой работе, эти люди вынуждены были выживать. Избавлялись от накопившихся раздражения и злости работники медучреждения простейшим способом - они срывали свое зло на будущих матерях. Крики и даже маты из уст медперсонала были в порядке вещей.
Не каждая представительница прекрасного пола могла выдержать подобное обращение, но медиков переживания пациенток не интересовали абсолютно. Все равно у советских женщин выбора не было - элитные роддома с вежливым персоналом и комфортной обстановкой может и существовали в стране, только простым смертным путь туда был заказан.
Маразм, ну или забота о пациентах, в советских роддомах превосходил все самые смелые ожидания. По непонятным причинам брать с собой домашнюю одежду строго воспрещалось, вместо нее выдавался застиранный больничный халат жуткого вида на тесемочках, белье запрещено было тоже. В качестве обуви выдавались тапочки, обычно в таком состоянии, что дома их выбросили бы уже лет 10 назад. Белоснежные в идеале простыни, после множества стирок, в реальности имели грязно-серый цвет. Средств гигиены не было - и это в медицинском учреждении!
Помыться у лежащих в роддоме женщин возможности не было, как впрочем обычно не было и горячей воды. Банка с марганцовкой находящаяся в туалете считалось верхом комфорта. Впрочем, и ее обычно не было. Если летнюю жару еще как-то можно было пережить, то сквозняки и дикий холод зимой напоминал скорее лагерь под Воркутой.
К рожающим женщинам медперсонал мог не подходить часами. Поэтому далеко не единичными были смерти младенцев, которые при должном уходе со стороны медиков родились бы здоровыми ребятами.
Если относительно порядков внутри роддома напоминали один из лагерей под Воркутой, то касательно связи с внешним миром ситуация была другая. Здесь роддом напоминал скорее особо секретную военную базу в закрытом городе.
Связь с внешним миром фактически была запрещена. Если запрет на передачу продуктов еще можно было объяснить некими мифическими диетами, то запрет на общение с родными выходит за рамки понимания разума. Советский человек привык выкручиваться из различных ситуаций. Для связи родственников с роженицей и передачи определенных продуктов использовалась бельевая веревка с привязанной корзинкой. Она крейсировала от окна палаты до земли, наполняясь снедью и записками.
А увидеть своего ребенка папа мог только если, влезал на дерево. Многие лазали.
Возможно, вам также будет интересно:
Налог на бездетность в СССР