Найти тему

Андерсен Г. Х. «Снежная королева»: куда делись мужские персонажи?

— Анатолий Александрович, а
что, маленькая разбойница была лесбиянкой? — спросил пятиклассник.
— С чего ты взял? — ответил я.
— Ну вот же, — ткнул он пальцем в текст.

Мне пришлось перечитать отрывок сказки, где разбойники ограбили карету Герды и хотели убить её. За Герду вступилась маленькая разбойница. Она и сказала слова, которые ввели в замешательство ученика и учителя:

«Она будет играть со мной! — сказала маленькая разбойница. — Она отдаст мне свою муфту, своё хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке».

Мне, конечно, пришлось объяснить, что дочь атаманши не была представительницей меньшинства. Просто она хотела себе новую игрушку. Как некоторые дети (да и взрослые) спят со своими плюшевыми зайцами, медведями и обезьянами, так и разбойница захотела получить Герду в качестве новой куклы. И получила.

Это был последний раз, когда я имел дело с текстом сказки «Снежная королева».

Прошло больше десяти лет, и вот буквально вчера сел и перечитал.

Не знаю, как назвать это чувство — недоумение, обида, возмущение или ещё как.

У меня прямой вопрос: куда делось сильное мужское начало? Почему его тут нет?

Конечно, сильные духом и твёрдо верущие девочки-девушки-женщины в сказках тоже нужны. Но речь не только о главной героине.

Силу зла олицетворяет могущественная ледяная женщина Снежная королева. Она крадёт и приручает беспомощного мальчика.

Силу любви и добра олицетворяет и побеждает маленькая девчонка. Уже здесь феминистский перекос. Не находите?

На пути к спасению друга она встречает волшебницу. Отметим, не волшебника, а волшебницу. Бабка-колдунья хочет оставить Герду у себя. Как Снежная королева, как разбойница, так и колдунья хочет оставить себе чужого ребёнка. Зачем?

Дальше Герда встречает принца и принцессу, где главенствует принцесса. Она смело ведёт на поводу и отца, и мужа.

Бандой разбойников, в лапы которых попадает наша путешественница, руководит баба. Нет, ну вы задумайтесь! Бандитами рулит и то тётка! Алё, мужское население сказки, вы где?

Пол маленькой разбойницы обсуждать не будем. Лучше вспомним пол лапландки и финнки. Одна обычная северная жительница, другая знахарка.

Может быть, стоило появиться какому-нибудь влиятельному мужчине, чтобы помочь Герде?

Нет, мужчинам в этой сказке отведено место жертв. Кай и Северный олень живут в заточении у сильных и жестоких женщин.

Отрицательная главная героиня, положительная главная героиня, злая волшебница, добрая знахарка, большая разбойница, маленькая разбойница — всё это женщины.

Вас возмущает обмельчание мужчин в реальной жизни? А в сказках? Может, попытаемся найти связь между тем и этим?

Вот только не надо мне говорить, что художественные произведения не обязаны никого воспитывать. Детские сказки выполняют именно воспитательную функцию в жизни целевого слушателя.


И такие сказки как «Снежная королева» рисуют мальчикам матриархальную картину мира, где главенствует сильный слабый пол и прячется по углам слабый сильный пол. Плюс ещё подозрительный интерес к детям.

Сказка была напечатана в 1844 году. Представляете, насколько давно европейская цивилизация перестала удивляться перестановке полового доминирования?

А ведь на наше воспитание эта сказка тоже отпечаток могла наложить. И, наверное, наложила.

#снежнаякоролева #сказка