Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

70/80 - гуманитарии VS материалисты

Довелось услышать обобщающий термин «молодёжь 1970-1980-х годов». На мой скромный взгляд, это были два разных мира. Более того, сама жизнь, ...ритм её был различен. И дело вовсе не в Перестройке - на Западе её не было, а отличия всё-таки были. Общение с людьми, которые старше меня на десять лет, говорит о том, что их юность пришлась на гораздо более спокойное и - интеллигентное время. Я помню это поколение - длинноволосых мальчиков с гитарами, девочек с хипповскими торбами и с книгами. Мне шесть лет, им - шестнадцать. У них было модно умничать и искать истину в книгах. У нас был популярен цинизм - искать истину следует в драке или в отрицании.

Сравните Игоря Грушко из «Розыгрыша» или, скажем, Петю Копейкина из «Когда я стану великаном» с Иваном из «Курьера». Это один и тот же тип личности, но как по-разному он реализуется в социуме. Дети 1970-х были романтиками, мы были циниками. Это правда. Они хвастались игрой на гитаре, мы - импортными мафонами и блоками кассет. Они тоже были с родителями в конфликте, но их конфликт носил какой-то утончённо-интеллигентный характер. Циники, вроде Комаровского из «Розыгрыша», были противным исключением. В моём поколении таких было чуть более, чем хотелось бы.

Лена Ерголина и Авария.
Лена Ерголина и Авария.

У нас же были конфликты по полной программе. Впрочем, не только у нас. В Америке тоже. Недаром Мадонна в драных джинсах пела программную песню десятилетия: 'Papa don't preach'. Когда учителя сравнивали нас с ребятами, которые учились в 1970-х, то обычно их пробивало на ностальгию. Ещё бы. Они были спокойными и - талантливыми. Мы были буйными и требовали перемен. Они сидели с гитарами во дворе, они спорили о стихах. Мы выясняли - фирма или не фирма. Их родители были ранними шестидесятниками, наши - поздними. Их отцы сочинили те походные песни, которые пели наши. Их матери родились накануне войны, наши - после. Это важно - увидевший в детстве войну иначе смотрит на мир.

1970-е были эпохой ретро, временем осенней грусти и интеллигентских умствований. Это было время девочек из консерватории и мальчиков, предпочитающих Сартра - как в фильме «Камертон». Конфликты кажутся смешными и надуманными, точнее какими-то театральными. Сюжет фильма «Когда я стану великаном» - перепевка истории Сирано де Бержерака. Некрасивый мальчик-поэт VS модный баскетболист. Девочка любит внешность баскетболиста и стихи недомерка-Пети. Но отказывается любить красавца без стихов. Поэтому повторяется история Сирано. Через десять лет этот сюжет был бы попросту лишён смысла.

Силуэты 1970-х и 1980-х годов.
Силуэты 1970-х и 1980-х годов.

И Лену Ерголину из «Ста дней после детства» превратили бы в Лену Бессольцеву и зачучелили бы. Другое время. Никто не виноват. Они носили рассыпанные по плечам волосы, а мы - агрессивные начёсы. Они - платья романтического стиля (как сообщал об этом таллинский журнал «Силуэт»), а мы - прикиды в геометрическом стиле. У них джинсы сочетались с фольклорными блузами и замшевыми куртками, у нас - с вырвиглазовыми футболками и с малиново-чёрными ветровками, где много-много заклёпок. Они красились иногда, мы - всегда. Их музыка была мелодично-ритмичной, наша - просто ритмичной. Старшие сёстры, любившие 'ABBA', уже не понимали 'Videokids'.

Старшие братья, делавшие дискотечную цветомузыку, что называется, на коленке, точнее - в школьной лаборантской, чуть ли не в компании учителя физики, поражались наглости младших, требовавших всё ту же цветомузыку покупную-импортную. От родителей. Для детей 1970-х жувачка была просто чем-то очень интересным, заграничным, но не совсем уж главным в жизни. Для детей 1980-х баббл-гам сделался предметом культа. А потом дети 1970-х ждали от Перестройки свобод и книг, а моё поколение хотело всю ту же жувачку. Нет-нет, на Западе дети отцов-яппи были такими же потебленцами, просто у них был иной уровень и - стиль притязаний.

Игорь и Иван.
Игорь и Иван.

Поколение 1970-х - это гуманитарии, поколение 1980-х - нет, не технари, технарями были наши родители. Наше поколение - это материалисты. Девушка Катя из «Курьера» очень чётко проговаривает свою программу-максимум - машина, гламурная собачка, красивая жизнь. В чём трагедия Лены Бессольцевой? Промахнулась десятилетием. В 1973-м она бы пришлась в пору. А если бы не пришлась, как Тая Петрова из «Розыгрыша», то...это не было бы доведено до трагедии. Кстати, повесть про Чучело, написанная в 1981 году, гораздо менее надрывная, чем фильм - с её выходом у Железнякова проблем не было. У Быкова с фильмом - были.

Подростки-76 - это аристократы. Подростки-86 - буржуа. Увы. Время такое. Мы - такие или иные, потому что это модно. Сейчас почти все юные - хипстеры и все фоткают. И любят кино не для всех, которое в этой связи оказывается - кино для всех. Возможно, следующее поколение будет любить что-нибудь другое. Мода - это не просто платья и джинсы. Это - жизнь. Это отношение к всё тем же платьям и к джинсам. Это ощущения, это ритмы, это смыслы. Нет резона быть романтиком, когда все вокруг циники. Впрочем, это уже подвиг - романтик в эпоху всеобщего цинизма.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/716865.html