Когда Козловский играет главную роль, далеко не все киноманы бегут к экранам. Но в фильме «Тренер» роль капитана футбольной команды России Юрия Столешникова ему удалась. Может, человек футбол с детства любит – почем мы знаем? Но роль буяна-мизантропа легла прямо на душу, видно же.
Немного от «Скалы», немного от Адама
И ничего, что сценарий существенно и уловимо напоминает «Все или ничего» с Адамом Сэндлером, а еще того больше – смесь «Второго шанса» с Дуэйном Джонсоном и французской «Команды мечты».
В общем, футболист Юрий Столешников — немолодой уже и потому, видимо, уверенный в своих силах — лезет в спор с судьей, вылетает из матча, потом — из футбола.
Дисквалифицированный на год, два года скитается без работы, и наконец его ангажирует команда второй лиги из Новороссийска – без денег, но с амбициями. Юрий, понимая, что ситуация в команде, мягко говоря, «швах» — в ярости спрашивает, почему, все-таки, он был выбран тренером среди других кандидатур? Другие в таких случаях закрывают стадион на ключ.
Лариса Вольская, дочь мэра города и переводчик нелюдимого тренера-отщепенца в мире людей, прямо говорит Юрию, что он находится в такой отчаянной ситуации, что ему просто придется сделать чудо, и именно такие люди их и делают. Бизнес-подход: если загнать человека в угол, он либо сломается, либо попытается загрызть нападающего.
Столешников уточняет, что такое чудо в данной ситуации, на что получает ответ - чудом будет, если на месте стадиона «Метеора» в ближайшем будущем не построят торговый центр. Здесь мы, конечно, поулыбавшись, вспомним псковский «Электрон», но Столешникова Псков не покупал, а потому призрак торгового центра маячит перед Псковом отчетливее, чем перед киношным городком. Не знаем, с какой командой ассоциируется псковский стадион — наверное, с «747»: его фотографии с маркировкой клуба можно свободной найти в сети. Но там все далеко не так печально.
В команде Юрий сталкивается с упадочническими настроениями — игроки набрали лишний вес, на тренировках появляются с похмелья, а интересуют их только зарплаты и премии. Столешников решает бороться с такими настроениями, заставляя футболистов бегать, замотав тело в целлофан. За это его отчитывает тренер детской команды клуба Бергер: это большая нагрузка на сердце. А главное – это все бессмысленно. Но сценарист, видимо, никогда не худел, а руководствовался только советами женских блогов по истощению.
Первый матч команда ожидаемо проигрывает, но это мало кого волнует, как и следующий сданный противнику матч. На следующую тренировку Юрий приходит пьяным и смеётся над одним из футболистов, который сделал ставку против своей команды под собственным именем. Юрий покидает стадион, его догоняет Варя, они вместе пьют в кафе, и это становится основой для прочной дружбы. Ну, а вы как думали?
Столешников договаривается с командой: он не будет им мешать, а просто станет наблюдать за их тренировками с трибуны, но надо соблюдать два условия: на стадионе не пить и не касаться мяча; за касание — штраф 1000 рублей. На следующую тренировку приходят болельщики и упрекают футболистов за то, что им скучно. Игроки не выдерживают и начинают игру с мячом, а штраф за нарушение требования тренера их не пугает. Юрий настраивает команду на то, что они еще не совсем дятлы, и могут не слишком опозориться на Кубке России.
«Метеор» побеждает в 1/32 финала Кубка России. Вместо дифирамбов, мэр не разрешает тратить средства бюджета и инвестиции местных предприятий на футбол, который здесь никому не нужен – 200 миллионов в год для Новороссийска это слишком много. В четвертьфинале Кубка России «Метеор» встречается с командой, которой они должны сдать игру, потому что тренер подкуплен. Но «Метеор» побеждает, после чего Юрий уже не пьет, а просто спит с Валей – во имя любви и ЗОЖ. Радость сменяется скорбью: тренеру сообщают о смерти отца, и он летит в Москву, бросая команду в полуфинале. Тем не менее, «Метеор»… ну, и там еще один трогательный момент будет.
Юрий уходит тренировать «Спартак», но и «Метеору» помогает как свободный агент. В финале Кубка России «Метеор» играет против «Спартака» и проигрывает после первого тайма 0:2. Но потом в результате крутых подковерных интриг и игры на пределе побеждает — 3:2. Болельщики ликуют.
Впечатления от фильма
Сначала сторонние, чтобы объективизма подбавить. Потому как, конечно, шоком был не Козловский в роли тренера, а Козловский в роли режиссера. Просто потому, что неожиданно. Отзывы появились в сети диаметрально противоположные:
Серж: «Данила Козловский решил переплюнуть его сиятельство г-на Безрукова. И снял фильм по своему сценарию с самим же собой в главной роли. Это ж сколько у чувака комплексов, что он выбрал себе, ни много ни мало, роль спасителя отечественного футбола. Конечно же "величайший тренер всех времён и народов" сотворит из дворовой команды фуболеров сборную, которая порвёт всех, в т.ч. и в финале чемпионата мира по футболу. Конечно же премьера "кинца" вдохновит наших кривоногих на голы и победы. Конечно же "цветная фильма" соберёт кучу престижных кинонаград и многократно окупится в прокате. Одно непонятно, почему жанр "фильмы" - спортивная драма, а не научно-фантастический фильм».
Анастасия: «Посчастливилось увидеть предпремьерный показ фильма в Екатеринбурге. Фильм презентовал сам Данила Козловский перед началом сеанса. Остались в восторге от музыкального сопровождения, игры актеров, испытанных чувств и эмоций, как будто сами попали на стадион во время игры. "Тренер" обязателен к просмотру!»
Алена: «Отличный фильм! Оставил приятное послевкусие. Спасибо Даниилу Козловскому за эмоции и замечательную игру! Не являюсь поклонницей футбола, но в конце фильма ощутила себя теми болельщиками и хотелось вскочить с криками" ГОЛ". Мне в этом фильме хватило всего!»
Владимир: «Фильм огонь! Не знаю как другим, но мне очень понравился. Рекомендую посмотреть, тем кто занимается футболом».
В фильме зашкаливает тестостерон, это первое, что мы заметили – он снят в лучших военных традициях, когда бой, война – на первом плане, а на втором, не касаясь великих свершений, маячит робкая ниточка любовной линии, на конце которой – какая-то деваха. Но какой тестостерон без секса? Тут Козловский, как бы ни злобились его недруги, четко уловил тенденцию в социальных штампах, потому и фильм выстрелил.
Второе: Козловский снимал фильм на только в преддверии чемпионата, он пошел по пути объединения и оздоровления нации через футбол. Ему это, конечно, уже припомнили и сравнили с Лени Рифеншталь, но нет. Данила не документалистику снимал, он снял как должно быть, прекрасную сказку снял о футбольных фениксах. «Мальчиках, которые за 20 миллионов в месяц по мячу попасть не могут», а потом внезапно могут, и им все прощают, и они становятся как бы народным символом и кумиром, все в совокупности. Этакая идея высшего порядка. Таким в своем роде был «Третий тайм», фильм 1962 года – хотя там, конечно, накал страстей и патриотизм таковы, что слезы на глаза наворачиваются, а не только трибунный ор просится из горла.
И третье: красиво снято. Без дураков. Красиво, с острыми психологическими моментами, вылизанными кадрами, динамичными переходами.
И если есть на свете три мифических киношных кита, то это Тренды, Новизна и Эстетика. И Козловский поймал всех. Недаром впервый же день проката картина отбила восьмую часть бюджета, собрав 44 миллиона рублей.
Послесловие
Если вам интересно, откуда черпал свое вдохновение Данила Козловский, обратитесь к истории ФК «Ростов» периода примерно 2014 года — мы насчитали восемь совпадений знаковых моментов фильма с ростовским футболом. А сколько удастся насчитать вам?