Это лето было очень холодным. Сергей только вчера получил свой долгожданный диплом и теперь направлялся отдыхать на дачу к своему знакомому. Автобусная остановка была практически пуста. Невдалеке от парня стояло небольшое семейство с детьми и высокий мужик с серьёзным лицом.
Сергей вспомнил, что друг просил его купить пачку чипсов. Присмотревшись к ценникам ближайшего киоска, парень вспомнил, что у него в кармане последняя сотня, которую следовало потратить на что-то более полезное. «Ладно, скажу, что забыл», - тут же придумал он.
К остановке подъехал новенький пазик. В этот раз всем несказанно повезло – он был наполовину пуст. Уже усевшись на свободное место, Сергей обратил внимание, что прямо напротив дверей лежит блестящая монета – десять рублей. Кто-то выронил.
Интересно, кто первым обнаружит пропажу? Рядом с Сергеем сел мужчина с суровым лицом. Он так же заметил монету.
Пазик тронулся. Парень по привычке достал телефон и открыл книгу Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Свободное время он всегда уделял чтению.
Стараясь не обращать внимания на громкий разговор сидящих впереди бабушек, он сосредоточился на тексте. Это оказалось непросто. Бабулька в белом платке что-то доказывала своей соседке в синей кофте. Говорила она громко, чтобы все слышали её наставительную речь.
- Да, и вот настолько она жадная! Я ей говорю, что у меня и так пенсия маленькая, мне сын помогать должен, - она сделала сильное ударение на «мне», - но ведь эта курва даже ему денег не даёт. Послал же бог невестку. Вот так и загнёшься без лекарств.
- Слухай, так нам, кажися, подняли пенсию. Вона в том месяце прибавку губернаторскую тоже увеличили, - удивилась соседка в кофте.
- Да, это я знаю, только сын мне всё равно должен покупать, а то они столько денег на всякую ерунду тратят. То внуку ролики за три тысячи купили, то в кафе какое-то ходили. Я им говорю, вот зачем те ролики? Куда они ему? Расшибётся ребёнок, а так хоть бы меня подлечили. Не покупали бы ничего и собрали мне на путёвку в Белокуриху. Какое там кафе? Зачем оно? Подумаешь – день рождения. Ничего, дома можно отметить. Мы вон своему никаких дней рождений не устраивали. Придёт со школы, дашь ему пятнадцать копеек на мороженное и всё.
- Да ноныче мороженное дорогое, - перескочив на другую тему, подтвердила соседка. – Только я вапще не понимаю – зачем оно. Холодное же. Детям вредно – могут заболеть. Мы с дедом никогда его и не покупаем.
Сергей отметил, что слова она коверкает мастерски.
- Так не в этом дело. Траты! Ты понимаешь, какие у них траты? – продолжала возмущаться первая. – А ты знаешь, сколько она на всякие парикмахерские тратит?
Соседка в кофте сделала удивлённые глаза, как бы приготовилась напугаться от страшной цифры, которую ещё и не слышала.
- Восемьсот рублей! – трагически произнесла бабулька в платочке.
- Ой-ёй! – тем же тоном начала сокрушаться её подружка. Сожаление о потраченной сумме она подкрепляла осуждающим качанием головой.
- И ведь как была она страшная, так и осталась! – злобно проговорила первая. – Покрасили её, кудри завили, а зачем? Вот зачем? Кому ещё ты такая нужна? А может она моему сыночку изменяет? Надо будет за ней последить. Но вот зачем ей кудри эти? Кому показывать? Только зря тратит деньги. А всё почему? – как бы спросила она свою
соседку. Та только пожала плечами. – А потому, что дура! – продолжила ругать свою невестку бабулька. – В наше время никакой этой ерунды не было. Все ходили в платочках, вот как я, и дурью не маялись, а деньги на хорошее дело берегли.
- Правильно говоришь, - согласилась вторая бабушка. - А это не твоя остановка будет?
- Ой, правда! Заболталась я совсем. Пойду ранетки соберу, - бабулька поднялась с места и увидела лежащие на полу десять рублей. Пару шагов и она оказалась рядом. Крепко ухватившись за поручень, она с кряхтением нагнулась за денежкой, ухватила её двумя пальцами и потянула на себя. Не тут-то было! Монета не сдвинулась даже на миллиметр. Бабка ничего не поняла. Раз за разом, она продолжала попытки поднять десять рублей, но те не двигались с места. Пазик остановился, водитель открыл дверь. Стоящие на остановке пассажиры увидели загородившую проход согнутую бабушку, которая не желала выходить без монетки. Распрямившись, она попыталась поддеть её носком своей галоши, но и эта попытка оказалась безрезультатной.
- Ну вы выходите, или нет? – недовольно поинтересовались стоящие на остановке люди. Пришлось бабушке выходить без десяти рублей.
На её место сел парень в наушниках. А возле монеты встала женщина лет пятидесяти. Она долго крутилась, осматривалась по сторонам, видимо желая, чтобы на неё никто не обращал внимания, и потом уронила на пол свой проездной. Наклонившись, она первым делом ухватилась за монетку. И ничего. Та также не сдвинулась с места. Женщина пробовала и так и эдак, но монета оставалась на полу.
Сергей уже бросил читать и с интересом наблюдал за происходящим. Впрочем, все остальные тоже. Было весело. Люди тихо посмеивались, но при этом почему-то не комментировали и не давали советов.
Женщина бросила свои напрасные попытки, подобрала свой проездной и отошла в сторону. Лицо её было красным и смущённым.
Минут десять ехали спокойно. Пока на одной из остановок в автобус не зашла ещё одна бабулька. Она попыталась завладеть монетой буквально с порога, а потерпев позорную неудачу направилась прямиком к парню в наушниках.
- Парень, ну-ка быстро уступи мне моё место, - недовольно буркнула она. Тот её не слышал. Его внимание приковал дисплей телефона.
- Я кому сказала? – громко осведомилась старуха. Нулевая реакция.
- Ах ты бессовестный… - начала она свою оскорбительную, и видимо - много раз повторяемую речь. Результат оказался нулевым, пока парня не пихнула в бок бабушка в синей кофте.
- Вы чего пихаетесь? – удивлённо поинтересовался парень.
- Так пожилой человек стоит, а тебе всё равно! – возмутилась она.
- А, - догадался парень вставая. – Вы за место в автобусе уже убить готовы. Наверно ещё и обматерила, пока я не слышал?
- Конечно, - тут же подтвердил сидящий по соседству дедулька с палочкой.
- И вот после этого ещё и я бессовестный? – поинтересовался парень.
- Заткнися, - посоветовала ему старуха, усевшись на освободившееся место.
- Не ну вообще, - развёл руками парень и отошел в конец пазика. Тем временем бабки начали общение.
- А что, эти десять рублей к полу крепко приделаны? – поинтересовалась та, что в синей кофте.
- Конечно. Даже я не смогла оторвать, - поделилась её новая соседка. Несколько человек закашлялись от смеха.
Через пару минут автобус стал подъезжать к очередной остановке и к монете проковылял дед с палочкой. Он несколько раз ударил по монете, намереваясь её сбить, но та не поддалась. Пазик остановился и на деда обернулся водитель.
- Ты чего буянишь?
- Я?
- А кто?
- Так деньги же…
- А они твои?
- Чо?
- Ты потерял?
- Нет. Но деньги же…
- Так, не загораживаем проход другим пассажирам, - рявкнул он на деда. Тот пулей выскочил из пазика.
- Целый день этот дурдом будет продолжаться? – водитель отвернулся.
Теперь все старались не обращать внимания на монету, но она просто притягивала его своим жёлтым блеском.
Наконец, Сергей увидел из окна знакомое место, следующая остановка была его.
- Вы на следующей выходите? – обратился он к соседу с суровым лицом. Тот кивнул и подошел к двери. Едва та открылась, мужчина наклонился, легко поднял монетку с пола и вышел. Сергей последовал за ним. За спиной его звучали удивлённые голоса. Мужчина повернулся, показал пассажирам монетку и широко улыбнулся. Дверь закрылась, пазик продолжил свой рейс.
- Это что за прикол такой? – поинтересовался парень у своего бывшего соседа.
- Магия. Настоящая магия.
- Шутите?
- Нет. Просто демонстрирую то, на что способна человеческая жадность. Видел, что было в этом странном движущемся устройстве? Как люди демонстрировали свою жадность? И это всего от одной монеты. А если бы их было десять, или больше? Что бы тогда произошло?
- Не знаю.
- Зато я знаю. Кстати, почему ты не попытался завладеть монетой? Ты ведь первый её заметил.
- Я подумал, что она чья-то, а мне чужого не нужно.
- Потрясающе. И сейчас не хочешь? – мужчина показал монету на раскрытой ладони.
- Нет, - просто ответил Сергей. У него действительно не было желания брать чужое.
- Прекрасно. Всегда так делай, - незнакомец развернулся, чтобы уйти.
- Простите, можно вас спросить? – быстро выпалил Сергей. Мужчина медленно обернулся.
- Да.
- А зачем это всё?
- Затем, чтобы не брали чужого.
- А почему именно они, а не какие-нибудь чиновники из администрации?
- Хм. Для них нужна купюра посерьёзнее, а у меня только десять рублей, - улыбнулся незнакомец и пошел своей дорогой.
Где-то минуту Сергей удивлённо смотрел ему вслед, а потом буквально подбежал к остановочному киоску и купил пачку чипсов. Со спокойной душой он направился в гости к другу.