Марек - мой первый ребенок, но второй ребенок в доме. Екатеринцу, старшей дочери моей жены, сейчас почти 7 лет, знакомы мы с ней два с половиной года, и всё это время я учусь быть ей хорошим старшим. Обучение мое происходит с переменным успехом.
В начале общения я не понимал, почему Екатеринец слушается меня "через фильтр", а она не понимала, почему я от нее хочу того, чего не хочет она. Девочка постоянно оглядывалась на маму в поисках подтверждения моих слов, а я советовался с супругой про то, что можно, а чего нельзя ждать от ребенка четырех с половиной лет. В воздухе висел вопрос "мама/милая, а что происходит?". И мама вразумляла нас, зачастую, одинаковыми словами.
Дальше мы с Екатеринцем стали учиться разговаривать напрямую. И выяснилось, что одни и те же слова означают разное в 4,5 и 30+ лет. То что я считал прямым хамством, для ребенка было игрой или демонстрацией желания. И наоборот, то что для ребенка было конфликтом и руганью, для меня было созданием правил и рамок. Вопрос "что это значит?" делал воздух все гуще.
После того, как первые рамки устаканились, я вдруг задал себе вопрос: "А почему Екатеринец должна меня слушаться?". Я не отец, у нее есть свой папа, который великолепно о ней заботится и очень любит, она меня не выбирала, ничего не обещала, не брала на себя никаких обязательств. Она ребенок, которому сказали - "мы будем жить вместе с Пашей". Потому что я взрослый? Нет, я сам не готов учить девочку, что кого-либо нужно слушаться только из-за возраста. Потому что я отвечаю за семью? Так это же я отвечаю, это мой выбор, Екатеринец в нем не виновата. Она не обязана жить так, как мне нравится, и меня радовать. Она сама себе человек со своими желаниями.
"Вычислив", что Екатеринец мне ничего не должна, я переформулировал вопрос - "а как сделать так, чтобы она меня слушалась?".
И вот, что я нашел:
- не врать, но при этом не боятся сказать, что "я ошибся". Видеть разницу между этими вещами;
- всегда проверять, что ребенок меня понял и может это воспроизвести;
- уважать ее отца и не пытаться занять его место.
- заниматься и играть с ребенком, делать так, чтобы девочке было со мной интересно;
- проговорить правила и границы общения вслух, четко их придерживаться;
- по возможности, давать ребенку выбор и договариваться с ним;
- научиться прощать, даже если правда обидно и неприятно. Шансов, что ребенок правда хотел обидеть - очень не много, скорее всего, он просто защищал свои интересы;
В сумме - сделать так, чтобы общение со мной стало самостоятельной ценностью, которой не захочется рисковать просто так.
Сработало. Не сразу, не просто, но получилось. Мы неплохо ладим друг с другом, стараемся слышать и помогать, несмотря на то, что мы очень разные. Играем, читаем, не мешаем заниматься делами, просим помочь, показываем и учим друг друга. Не без эксцессов, но точно без "криминала".
Януш Корчак сказал: "Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Приходится слушаться.
В следующий раз я расскажу про игровые городки на антидетских площадках.
Самый простой способ увидеть продолжение - подписаться на мой канал и поставить "лайк"!