A-12 (60-6932 / 129) К моменту своей гибели борт имел за плечами 268 полетов и 410.49 летных часов.
Эта фотография Lockheed А-12 #932 - единственное, что осталось от него. 5 июня 1968 года он бесследно исчез в Филиппинском море в 500 милях к востоку от Филиппин.
Самолетом управлял опытный пилот ЦРУ Джек Уоррен Уикс, у него осталась жена и четверо детей.
(ПРИМЕЧАНИЕ: официальный отчет говорит что 4 июня, но большинство других источников говорят что это было 5 июня. Также иногда встречается и 6 июня).
Дон Пирсон (Главный техник SR-71 и один из первых членов группы Det-1)был одним из последних кто видел Джека Уикса живым. Он вспоминает:
5 июня наш танкер KC-135Q прибыл на Окинаву с авиабазы Билл. Перед посадкой мы собрались вместе и даже не думали, что после посадки увидим то о чем никогда не знали и не говорили. Как только большая грузовая дверь была открыта, а мы оказались на земле, я услышал звук двигателей J58. Обернувшись я увидел как по рулевой дорожке едет не обычный SR-71: на нем отсутствовало место оператора(RSO) и бортовые номера были не красные, а черные на не окрашенных светлых килях. Просто увидеть красные номера вместо белых на SR-71 было достаточно, чтобы сказать, что это не SR-71 с базы Билл. Мы наблюдали за ним до взлетно-посадочной полосы и ушли через некоторое время. Я помню что все мы смотрели друг на друга в изумлении, но не обсуждали его, как было сказано ранее.
Вскоре распространились слухи, что этот самолет пропал без вести.
SR-71 #974(я техник этого борта) был подготовлен к полету и на следующий день вылетел на поиски пропавшего самолета, но безуспешно. Через несколько месяцев я узнал о самолете A-12, и понял что в тот день мы видели именно его.
Никаких следов самолета и летчика найдено не было и многие думали что летчик «переметнулся на ту сторону», но это не так. На A-12 была высокочастотная радиотелеметрическая система под названием «Birdwatcher». «Birdwatcher» контролировала наиболее важные системы воздушного судна. Она могла предупредить пилота об отказе генератора, отказе трансформатора, системы гидравлического давления «A и Б», предупредить о низких и высоких температурах выхлопных газов (EGT), высокой температуры на входе в компрессор (CIT), низком расходе топлива, низком давлении масла, предупредить о пожаре, малой высоте над уровнем моря, большом числе Маха, большом угле атаки, ускорении тангажа и рыскания, положении ручки газа, низком давлении кислорода, низком давлении в кабине, разрушении и открытии откидной части фонаря и состоянии катапультного кресла. Эти сигналы передавались наземным средствам мониторинга, чтобы они знали состояние пилота и самолета который в ЦРУ именовался просто «Article» и имел соответствующий номер*.
*Номером был заводской номер самолета
4 июня 1968 года г-н Джек Уикс совершал на A-12 «Article-129» тестовый полет для проверки правого двигателя который был недавно заменен. Руление и взлет были беспрецедентными, о чем свидетельствует прием требуемой передачи «Кода A» системы Birdwatcher и отсутствие каких-либо передач от пилота. Дозаправка топливом через 20 минут после взлета прошла нормально.
Во время отсоединения самолета от танкера A-12 находился в воздухе 33 минуты. Экипаж танкера наблюдал как A-12 медленно отходит в сторону, включает форсаж и продолжает полет по курсу в нормальном режиме. Они были последними кто видел самолет и летчика живыми. Наземный контроль следующие 19 минут не получал никаких сигналов ни от системы ни от летчика. На 50-й минуте полета Birdwatcher подала сигнал что у правого двигателя температура выхлопных газов (EGT) была выше 860°C. Спустя семь секунд Birdwatcher подала сигнал что расход топлива правого двигателя был меньше 7500 фунтов в час, и продублировала сигнал что EGT превысило 860°C. Спустя восемь секунд Birdwatcher подала сигнал что A-12 был ниже 68 500 футов и повторила два предыдущих предупреждения. Это была последняя передача с борта 129.
Было предпринято несколько попыток связаться с Уиксом через HF-SSB, UHF и Birdwatcher, но безуспешно. Эксплуатация средств записи и мониторинга на домашней базе продолжалась до тех пор, пока у самолета не кончилось топливо, никаких дальнейших передач получено не было. Самолет был объявлен пропавшим в районе 500 морских миль к востоку от Филиппин и 600 морских миль к югу от Окинавы. В сообщении о несчастном случае было объявлено, что «никаких обломков самолета № 129 не было найдено. Предполагается, что он полностью разрушился и упал в море».
Питер У. Мерлин
Проводились интенсивные воздушные и морские поиски в течение целых недель, но никаких обломков «Article-129» ни пилота не было найдено. Предполагалось, что он полностью разрушился и упал в море. Система «Birdwatcher» предоставила единственную подсказку того, что произошло поэтому отчет о несчастном случае был основан на ограниченной информации. Исходя из этой информации «Birdwatchers» было установлено, что какая-то неисправность связанная с перегревом двигателя и низкой подачей топлива в правый двигатель привела к его отказу что стало причиной последующего разрушения самолета и гибели летчика.
Так как миссии и даже существование такого самолета как А-12 были засекречены то для обеспечения безопасности в официальном пресс-релизе потерянный самолет числился как SR-71. Существование А-12 и некоторые из их миссий были частично рассекречены ЦРУ в апреле 1982 года, ноябре 1989 года, феврале 1991 года, январе 2003 года и недавно в начале 2007 года.
Джек и его коллеги-пилоты на A-12, летая под завесой секретности, были символами американской авиации «холодной войны». Они были «Лучшими из лучших» и летали быстрее всех и выше всех. Каждый раз, когда они садились в кабину они знали что это может быть их последний полет. И они сознательно шли на этот риск, оставаясь «Неизвестными» героями «Холодной Войны».
В эпоху интернета на основе этой катастрофы была основана байка об угоне SR-71 в СССР. По легенде пилот инсцинировал свою гибель над Южно-Китайским морем, а сам отправился в страну медведей, где долгие годы жил не тужил и только в наши дни решился рассказать какому-то Владимиру Иванову свою невероятную историю побега на легендарном Черном Дрозде. Потому то повествование идет в стиле писем.Также источником вдохновения автора возможно послужил случайно залетевший в каспийские степи гиперзвуковой БПЛА D-21 носителем которого был SR-71
Видео добавлено для наглядности, на нем продемонстрировано как SR-71 в мгновение ока разрушается от скоростного напора на скорости 3 Маха. Примерно так выглядели последние секунды жизни A-12 «Article-129»